Перед стартом ралли Португалии гонщики боялись обилия пыли на участках. Организаторы даже планировали полить несколько допов водой, чтобы избежать проблем с видимостью при прохождении новых ночных спецучастков. Но погода сыграла злую шутку, на второй день ралли начался настолько сильный ливень, что на трассе образовались глубокие броды и 66 км маршрута в итоге пришлось отменить. Гравийная гонка превратилась в борьбу в грязи.
Квалификацию в среду выиграл Латвала и ожидаемо выбрал для себя стартовую позицию в «хвосте» двадцатки. Таким же образом поступил и его партнёр Солберг. А вот соперники из Ситроена удивили, решив пойти в бой первыми. Но как потом выяснилось, положение открывающего трассу было самым выгодным. Начальный показательный спецучасток выиграл Солберг, а затем стартовали ночные допы. Уже тут начался дождь, но он пока не представлял сильной проблемы. А сенсация произошла сразу после начала третьего СУ. Себастьен Лёб выбыл из ралли, перевернувшись в повороте!
Такого подарка судьбы пилоты Форда не ожидали — представился шанс догнать эльзасца в личном зачёте. В четверг Солберг и Латвала начали наращивать преимущество, а оставшийся в одиночестве Хирвонен пытался не отстать. Дальше расположились Танак, Невилль, Остберг и Новиков. При этом эстонец показывал хорошие времена и выиграл последний, четвёртый спецучасток четверга. Замыкали первую десятку Кетомаа, Пэддон и Куйперс.
На второй день ралли к усиливающемуся дождю прибавился туман, покрытие стало очень скользким. Всё это сделало условия на трассе крайне сложными и даже опасными. Первым на утреннем допе пятницы ошибся Танак, эстонец промахнулся в повороте и вылетел с дороги, а вернуть Фиесту обратно, срезав по обочине, помешал большой камень. Следом за ним на булыжник напоролся Латвала, который, развернувшись, также приземлился вне трассы. Гонка в этот день для обоих была завершена.
На идущего впереди Солберга накладывалась двойная ответственность: нужно было во что бы то ни стало победить. Но драма развернулась уже на следующем спецучастке, когда норвежец также не смог удержать свою Фесту на траектории. И после этого возглавил гонку единственный гонщик, оставшийся с холодной головой, — Хирвонен. В полуминуте от него шёл Остберг, на которого наседал Новиков. К обеду Женя обошёл Мадса в борьбе за вторую позицию. А дальше на седьмом участке началась какая-то неразбериха. По сплитам прошли только несколько пилотов, судьба остальных оставалась загадкой.
Выяснилось, что Ford Fiesta RRC Язида Аль-Раджи заблокировала дорогу между шестым и седьмым допами. В итоге на маршрут седьмого СУ только и смогли выйти 12 экипажей, а следующие автомобили не попали на старт и дальше в сервис-парк. В результате из-за этого происшествия и ухудшающихся погодных условий были отменены восьмой, девятый и десятый спецучастки пятницы.
Невероятно, но это был второй подарок судьбы для пилотов Голубого овала. Латвала и Солберг стартовали на следующий день по системе Rally 2 и после пятницы занимали 16-е и 13-е места соответственно. Так что в субботу оба бросились в атаку. Пятница же серьёзно перетрясла очковую десятку. Впереди шли Хирвонен, Остберг и Новиков, а за ними расположились Санделл, Прокоп, Аль-Аттия, ван Меркстейн, Куйперс, Кетомаа и Ожье. Француз опять показывал потрясающий пилотаж и смог высоко пробиться на технике Super 2000.
Погода наладилась, и дорога за ночь подсохла. К обеду субботы Солберг смог вернуться в очки на девятую строчку. Его партнёр по команде был не столь хорош, после утра Латвала занимал 15-ю позицию, а к концу дня опустился на 18-е место. После обеда Петтер поднимался в таблице всё выше, выиграв четыре из шести допов субботы, и по результатам занял пятое место. А мог бы быть и четвёртым, ему осложнил жизнь сломавшийся гидроусилитель руля — норвежец проехал так весь последний спецучасток.
За утро воскресенья Солберг легко отобрал четвёртую строчку у Аль-Аттия. До Новикова и подиума Петтеру оставалось более шести минут, с которых норвежец снял половину за три допа. В десятку вошёл Невилль, показывающий отличный темп. Больше подвижек в верхнем эшелоне с утра не произошло. После обеда гонщики Форда продолжали атаковать, в итоге Латвала и Солберг выиграли все спецучастки дня кроме финального пауэрстейджа, на котором блестнул Сордо, забрав три балла. Очки за доп также получили Латвала и Танак.
Солберг не давал расслабиться Новикову, подбираясь к россиянину на каждом допе, в финальном протоколе соперников разделили всего 22,4 секунды. Поволноваться за Женю также заставили вести о проблемах с педалью газа, но в итоге всё закончилось благополучно, и теперь у России есть первый подиум в мировом чемпионате, правда, пока только третья ступень.
Выиграл в гонке Хирвонен, а компанию финну и Новикову на подиуме составил Остберг. В личном зачёте благодаря стабильному пилотажу Микко вырвался вперёд. Посмотрим, как долго сохранится такой расклад и насколько скоро в Ситроене включат командную тактику в пользу восьмикратного чемпиона. Следующий этап запланирован на 27–29 апреля в Аргентине.
После прохождения технической комиссии грянула сенсация. У судей возникли претензии к сцеплению и турбине Ситроена DS3 Хирвонена. Было решено дисквалифицировать Микко. Таким образом, победа достаётся Остбергу, второе место — Новикову, а третье — Солбергу. Мало того, такие же детали были установлены на заводские машины Ситроена в Монте-Карло, Швеции и Мексике, и есть все основания полагать, что могут аннулировать очки, заработанные в этих гонках. Команда решила не подавать апелляцию.
WRC-2012. IV этап — ралли Португалии. Призовая десятка | ||||
---|---|---|---|---|
Место | Гонщик | Команда | Автомобиль | Отставание |
Микко Хирвонен | Citroen Total World Rally Team | Citroen DS3 WRC | дисквалифицирован | |
1 | Мадс Остберг | Adapta World Rally Team | Ford Fiesta RS WRC | 4:21:16,1 |
2 | Евгений Новиков | M-Sport Ford World Rally Team | Ford Fiesta RS WRC | +3:25,0 |
3 | Петтер Солберг | Ford World Rally Team | Ford Fiesta RS WRC | +3:47,4 |
4 | Нассер Аль-Аттия | Qatar World Rally Team | Citroen DS3 WRC | +7:57,6 |
5 | Мартин Прокоп | Czech Ford National Team | Ford Fiesta RS WRC | +8:01,0 |
6 | Деннис Куйперс | M-Sport Ford World Rally Team | Ford Fiesta RS WRC | +8:39,1 |
7 | Себастьен Ожье | Volkswagen Motorsport | Skoda Fabia S2000 | +9:00,8 |
8 | Тьерри Невилль | Citroen Junior World Rally Team | Citroen DS3 WRC | +10:29,7 |
9 | Яри Кетомаа | Jari Ketomaa | Ford Fiesta RS WRC | +11:44,6 |
10 | Питер ван Меркстейн | Van Merksteijn Motorsport | Citroen DS3 WRC | +10:11,0 |
WRC-2012. Личный зачёт | ||
---|---|---|
Место | Гонщик | Очки |
1 | Себастьен Лёб | 66 |
2 | Петтер Солберг | 62 |
3 | Мадс Остберг | 53 |
4 | Микко Хирвонен | 50 |
5 | Евгений Новиков | 39 |
6 | Яри-Матти Латвала | 28 |
7 | Дани Сордо | 21 |
8 | Нассер Аль-Аттия | 20 |
9 | Отт Танак | 15 |
10 | Мартин Прокоп | 14 |
11 | Себастьен Ожье | 10 |
12 | Франсуа Делекур | 8 |
13 | Деннис Куйперс | 8 |
14 | Арминду Араужу | 7 |
15 | Пьер Кампана | 6 |
16 | Хеннинг Солберг | 6 |
17 | Патрик Санделл | 4 |
18 | Тьерри Невилль | 4 |
19 | Кен Блок | 2 |
20 | Яри Кетомаа | 2 |
21 | Рикардо Тривиньо | 1 |
22 | Эйвинд Бринильдсен | 1 |
23 | Питер ван Меркстейн | 1 |
WRC-2012. Командный зачёт | ||
---|---|---|
Место | Команда | Очки |
1 | Citroen Total World Rally Team | 108 |
2 | Ford World Rally Team | 96 |
3 | M-Sport Ford World Rally Team | 69 |
4 | Qatar World Rally Team | 31 |
5 | Mini Prodrive WRC Team | 26 |
6 | Citroen Junior World Rally Team | 18 |
7 | Adapta World Rally Team | 12 |
8 | Brazil World Rally Team | 10 |