Успехи компании Tesla Motors в продвижении своего единственного на данный момент автомобиля Model S впечатляют, учитывая, что модель не назовёшь дешёвой (от $63 570, включая федеральный кредит в $7500). Но это не должно нас удерживать от неудобных вопросов. Скажем, о будущем фирмы, которая сейчас полагается не только на доходы от легковушек, но и на другие источники. К примеру, на продажу так называемых экологических кредитов. Легко предсказать, что устойчивое развитие Теслы может быть обеспечено лишь более доступной (с ценником порядка $35–40 тысяч) и гораздо более массовой моделью. И вот тут у компании наметилась просто гигантская подвижка.
Компания заявила, что инвестирует два миллиарда долларов в строительство завода по выпуску тяговых литиевых аккумуляторов. Заработать он должен в 2017 году, а к 2020-му — выпускать комплекты батарей для 500 000 электрокаров ежегодно. Общая ёмкость этих аккумуляторов составит 35 гигаватт-часов, а это больше, чем выпускали все изготовители литиевых батарей для автомобилей в мире в 2013 году. Неслучайно новое предприятие названо Gigafactory. Оно должно стать первым в США интегрированным заводом, где сосредоточатся все этапы такого процесса: от переработки сырья до производства отдельных литиевых ячеек и сборки их в модули и далее в финальный пакет. Для завода уже подбирается площадка. Пока рассматривается несколько вариантов в Аризоне, Нью-Мексико, Неваде и Техасе.
Эффект масштаба, урезание расходов на логистику и накладных расходов, сокращение затрат за счёт оптимизации и объединения процессов позволят получить литиевые батареи с низкой себестоимостью. Это и есть ключ к выпуску крупносерийного электромобиля, который имел бы солидный запас хода при умеренной цене. Компания ожидает, что стоимость батарей за каждый кВт•ч ёмкости (по сравнению с ныне используемыми в Тесле) через год после запуска Gigafactory понизится более чем на 30%. И это хороший признак. Он позволяет надеяться, что с учётом усилий других изготовителей оправдается прогноз о глобальном снижении стоимости литиевых ячеек к 2020 году едва ли не втрое.
Компания Тесла ожидает, что ещё $2–3 миллиарда до 2020 года в новый завод вложат партнёры. Их может быть несколько, а первый кандидат — Panasonic, нынешний поставщик батарей для Теслы. Контракт с ним заканчивается как раз в 2017 году. Официального подтверждения об участии японской компании в проекте Gigafactory нет, но инсайдеры рассказали журналистам, что Panasonic действительно рассматривает вопрос инвестирования в Gigafactory с прицелом на расширение поставок литиевых батарей на конвейер Теслы. Тут можно припомнить историю Приуса. В 2009 и 2011 годах Toyota пыталась скачком нарастить выпуск этой модели, но столкнулась с банальной нехваткой тяговых аккумуляторов, к слову, от всё того же Панасоника, который был ограничен в производственных мощностях. Создавая собственное производство батарей, Tesla Motors берёт контроль и над судьбой проекта дешёвого электрокара, и вообще над собственным будущим.
По неофициальным данным, на днях Маск встречался с Адрианом Перика, руководящим в компании Apple отделом слияний и поглощений. Неужели компьютерный гигант решил приобрести автомобильное предприятие? Тут возможны варианты. Но вспомним, что сам Маск ещё недавно категорически отвергал любую возможность продажи компании, по меньшей мере, до тех пор, пока модель начального уровня не попадёт в серию и фирма сможет уверенно стоять на ногах. Может быть, обсуждались инвестиции Apple в проекты Теслы. Сторонние источники предполагают, что речь могла идти о всё том же заводе литиевых батарей Gigafactory.