Обзор вперёд перекрыт с обеих сторон массивными катетами треугольных окошек, в зеркале маячат два ряда сидений с пятью подголовниками, в руках — отлогий руль… Мы уже знакомы с пятиместной моделью Active Tourer, но я ещё никогда не водил семиместный BMW. И таких, как я, — целая планета! Однообъёмник Gran Tourer второй серии — ещё один продукт переднеприводной революции BMW. Разработчики стремились совместить в нём driver’s car и семейный автомобиль и говорят, что это было непросто.
Оба Турера — соплатформенники. У них одинаковый нос и передняя панель интерьера. Но Gran Tourer лучше подходит семье с детьми. По сравнению с «активным» собратом длина GT выросла на 214 мм, колёсная база — на 110, а высота — на 53 мм. Стали больше проёмы задних дверей, прибавилось простора в ногах и над головами пассажиров. Как и у модели Active Tourer, диван разделён на две неравные части, которые двигаются и наклоняются по отдельности. За доплату — складываемая вперёд спинка правого переднего кресла и (только у Гран Турера) регулируемый по высоте столик для пассажиров второго ряда.
Третий ряд кресел в BMW преподносят, как полноразмерный, и пробраться туда действительно пара пустяков. Подстаканники, ниши для мелочей, собственный плафон освещения… Однако человек выше 170 см усаживается тут, поджав ноги, и чувствует себя стеснённым — небольшой запас места есть только над головой, а отодвинуть сиденья второго ряда без ущерба для его обитателей нельзя. В общем, добро пожаловать, дети! Самое интересное, что семиместность — не приговор: базовый Gran Tourer — только для пятерых. А его преимущество над «активистом» сводится в основном к увеличенному почти на 200 литров багажнику. Заигрались что-то маркетологи...
На презентации немцы только и твердили о практичности и удобстве Гран Турера. Покупателям неинтересно, насколько тот быстр на Нордшляйфе, потому что около 70% из них — новые для BMW клиенты. Молодые семьи с двумя и более детьми, домохозяйки, любители активного отдыха. Нужно ли им что-то, кроме практичности? Знаю одно: разрабатывали и настраивали автомобиль те, кто может дать больше.
Ладонь Яцека Фрёлиха, дизайнера Гран Турера и автора облика нынешней «пятёрки» BMW, скользит по подоконной линии к задней стойке. Поляк заостряет мой взгляд на линии, пронизывающей дверные ручки, и на наплыве задней колёсной арки. По словам Фрёлиха, эти детали делают образ компактвэна богаче и стремительнее. А заострённая мордочка и сильно наклонённое ветровое стекло, мол, отлично сочетаются с оттянутой кормой и спойлером пятой двери. Я согласен: Gran Tourer выглядит гармоничнее, чем Active Tourer.
Для настройщика ходовых качеств Тобиаса Флейшмана сложность проекта заключалась в том, чтобы Gran Tourer управлялся так же классно, как Active Tourer, при лучшей плавности хода. Растянутая колёсная база, по словам инженеров, сделала машину устойчивее, чуть терпимее к неровностям, а реакции на руль при неизменном софте стали менее острыми. Крены из-за более высокого центра тяжести увеличились, но вместо борьбы с ними немцы, напротив, перенастроили пружины на комфортный лад, сохранив, впрочем, стабилизаторы от «активиста». Стали мягче и амортизаторы.
В моём распоряжении — переднеприводный Gran Tourer 220i с бензиновой «турбочетвёркой» и полноприводная версия 220d xDrive со 190-сильным дизелем. Обе машины — с восьмиступенчатыми «автоматами». Инженеры говорят, что настройки шасси схожих по отдаче и оснащению модификаций одинаковы, но в данном случае бензиновая машина с M-пакетом: её клиренс на сантиметр меньше, поджаты стойки и стабилизаторы. А амортизаторы дизельной — электронноуправляемые.
Сначала бензиновый Gran Tourer. В салон заходишь: головой не бьёшься, ног о пороги не пачкаешь. Посадка за рулём удобна, спортивное кресло, утыканное регулировками, легко принимает в объятия. Опустить бы его пониже, но никак. Сижу не по-бээмвэшному высоко. Баранка мало что установлена не вертикально, ещё и немного развёрнута к окну. Спасают широкие диапазоны регулировки колонки по углу и вылету. Правильное положение руля важно, ибо турбомотор темпераментен, и избыток тяги на управляемых колёсах иногда заставляет покрепче ухватиться за обод.
Тандем двухлитрового двигателя с «автоматом» вышколен перфекционистами! Уже с 1250 об/мин «турбочетвёрка» развивает пиковые 280 Н•м тяги и легко раскручивается до 5500 об/мин, ни на мгновенье не снижая напора. В режиме Sport силовой агрегат реагирует на подачу топлива ещё живее, коробка передач выбирает на ступень ниже. При этом у «автомата» есть и свой Sport, когда под обозлённый рык раскрученного мотора он переходит вниз даже при небольшом нажатии на газ.
Жаль, режимы силового агрегата Гран Турера неразрывны с уровнем усилия на руле. Например, в «Спорте» баранка наливается тяжестью, что размывает связь с машиной, особенно в поворотах. На высоких скоростях на перетяжелённом руле ощущаются рывки, которые мешают корректировать траекторию. Рецепт искренной обратной связи — это Sport для «автомата» и Comfort для мотора с рулём.
Быстрая смена курса, уменьшенные M-стабилизаторами крены, мощные тормоза. Отсюда и желание проезжать виражи всё быстрее. Азартное шасси не противоречит семейной идеологии Гран Турера. Однообъёмник замечает каждую дорожную неровность, но ни одна из них не выводит его из равновесия. Подвеска работает уверенно, без лишних звуков. Разве что на шершавом асфальте становится очевидной недостаточная шумоизоляция задних колёсных арок.
Полноприводный Gran Tourer с ещё более тяговитым (400 Н•м!) дизелем от силовых подруливаний, как переднеприводный автомобиль, не страдает и на пологих дугах стабильнее. Хотя отличить адаптивные амортизаторы от нерегулируемой M-подвески непросто. В «Комфорте» чуть меньше ряби от микропрофиля полотна, в «Спорте» — чуть больше. Флейшмана мой вывод не удивил: на выбранном маршруте, говорит, трудно уловить разницу. Но уверяет, что на автобане Gran Tourer с М-пакетом скругляет короткие волны лучше, чем с регулируемыми амортизаторами в режиме Sport.
Высокий максимальный момент обещает более динамичную езду, но на деле Gran Tourer 220d xDrive едет, как бензиновый переднеприводник. По паспорту оба набирают сотню за 7,6 с. Это объясняется дополнительными 70 килограммами, включающими более тяжёлый силовой агрегат и трансмиссию, а также тем, что турбодизель явно менее отзывчив на подачу топлива. Даже в «Спорте» он дольше думает при обгонах, а после спешно навёрстывает упущенное более мощным ускорением. Благо, сообразительный «автомат» разгону не мешает.
В отличие от модели Active Tourer, у семиместного компактвэна BMW пока нет прямых конкурентов. Иначе бы им пришлось туго. Просторный и удобный интерьер, высокий уровень отделки — и ездовые свойства на радость всем. Мужчинам управляемость, женщинам комфорт, а детям уют и разнообразие мультимедийных возможностей — порядок предпочтений может быть и иным. Добротный получился компактвэн — за марку не стыдно. Нужно лишь привыкнуть к переднеприводнику с семью местами — как мы уже привыкли к баварским турбомоторам.
Паспортные данные
BMW Gran Tourer | 220i | 220d xDrive |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 [5/7]* | 5/5 [5/7] |
Длина, мм | 4556 | 4556 |
Ширина, мм | 1800 | 1800 |
Высота, мм | 1608 | 1608 |
Колёсная база, мм | 2780 | 2780 |
Колея передняя/задняя, мм | 1557/1558 | 1557/1558 |
Снаряжённая масса, кг | 1530 (1570) | 1640 |
Полная масса, кг | 2100 (2130) | 2210 |
Объём багажника, л | 645–1905 [560–1820] | 645–1905 [560–1820] |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1998 | 1995 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 192/5000 | 190/4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 280/1250 | 400/1750 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая (автоматическая, восьмиступенчатая)** | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | передний | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 205/55 R17 | 205/55 R17 |
Дорожный просвет, мм | 165 | 165 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 223 (222) | 218 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,7 (7,6) | 7,6 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 8,1 (7,5) | 5,7 |
— загородный цикл | 5,1 (5,3) | 4,7 |
— смешанный цикл | 6,4 (6,1) | 5,1 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 61 | 61 |
Топливо | АИ-95 | дизтопливо |
* В квадратных скобках приведены данные для семиместной версии. | ||
** В круглых скобках приведены данные для версии с автоматической коробкой передач. |