Первое пришествие марки Brilliance в нашу страну случилось в 2005 году, но было недолгим. В течение трёх лет ни шатко ни валко продавались два седанчика: M1 и M2. Всего из Поднебесной импортировали около тысячи автомобилей. Затем разразился экономический кризис, взлетели ввозные пошлины... Brilliance отступила. В 2010-м фирма была вынуждена уйти и с европейского рынка, но по другой причине: модели BS4 и BS6, на которые была сделана ставка, мало кто захотел покупать. За пару лет планировалось продать 150 000 машин, а удалось лишь 500. Роль сыграли провальные краш-тесты Euro NCAP, в ходе которых седан BS6 поначалу заработал одну звезду, а после модернизации выступил на тройку. В общем, не сказать, чтобы по Бриллиансу кто-то очень скучал. Однако китайцы всё равно готовы рискнуть. Со второго раза покорить Россию они пытаются единственной моделью — паркетником Brilliance V5.
Уйдя из Европы и запершись на внутреннем рынке, Brilliance времени не теряла и отхватила значительную его долю (сейчас бренд занимает седьмое место в бесконечном рейтинге местных производителей). Фирма преобразовалась в холдинг Brilliance Auto Group из четырёх компаний с суммарным штатом 46 000 сотрудников и с активами на 30 миллиардов юаней ($4,8 млрд). Чтобы перечислить все принадлежащие ему нынче заводы, газеты и пароходы, не хватит пальцев обеих рук.
Как у большинства китайских автопроизводителей, у фирмы Brilliance есть свой посаженный брат с Запада — BMW. (Иностранным компаниям не позволяют ничего самим выпускать в Поднебесной, только в связке с местными. Баварцы в рамках сотрудничества обязаны делиться с китайцами технологиями.) Связь эта крепчает с 2003 года. Дошло до того, что партнёры теперь гибриды да электромобили делают. Совместное предприятие BMW Brilliance исправно производит «машины с пропеллером» для Китая, где они, кстати, продаются лучше Мерседесов.
Китайцы старательно выстраивают аналогию «Brilliance значит BMW» и постоянно, по поводу и без, упоминают немецких друзей. А те, в свою очередь, идут на беспрецедентные шаги. Так, бээмвэшники включились в проект «Синее небо», разрешив китайским товарищам производить у себя баварские моторы и в перспективе ставить их на свои автомобили! Кстати, на тёплые отношения с BMW компания Brilliance рассчитывает и в России. В московском офисе германской марки комментировать это не стали.
Когда «брильянтовый» паркетник появился на свет в 2011 году, он изначально назывался Brilliance A3. Имечко, прямо скажем, в духе «четырёх колец». Однако модель сразу же окрестили клоном BMW X1. Внешнее сходство действительно имеется, но технически — ничего общего. Кроссовер построен на простенькой переднеприводной платформе седана Brilliance H530 c передними стойками McPherson и со скручивающейся балкой сзади. Да и репутация у машины вполне приличная, в отличие от других китайских клонов, производителей которых судят во всём мире, запрещают им продажи.
Китайцы настаивают, что баварские специалисты внесли свой неоценимый вклад в создание «вэ-пятого»: они приезжали, учили, консультировали, помогли наладить управление, контроль качества. А стало быть, в Brilliance V5 воплотились «классическая лёгкость BMW», «европейский аристократизм Пининфарины» (ателье занималось экстерьером) плюс что-то тоже звучное от Mitsubishi. У японцев купили лицензию на «атмосферник» 4A92S, который после доработки развивает 110 л.с. и 151 Н•м. Ещё один участник проекта — завод Derways в Черкесске, где кроссоверы собирают по расширенному циклу CKD (complete knocked-down). Китайцы убеждены — вышеперечисленное свидетельствует, что «вэ-пятый» достиг «люксовых стандартов европейских автомобилей».
«Конь испытывается дорогой», — процитировал китайскую пословицу Ян Бо, ещё один гендиректор Brilliance Auto, и предложил журналистам лично опробовать «вэ-пятый». Тест-драйвом было названо ползание на парковке выставочного центра «Крокус Экспо». Каждому давали сделать по одному кружочку на «механике» и «автомате». Следовало протискиваться между конусов, преодолевать несколько искусственных и естественных неровностей, а на соседней стоянке, через дорогу, нажать-таки газ в пол… Эдакий прожиточный минимум. Но кое-что понять удалось.
Brilliance V5 выглядит, как нормальный автомобиль, и едет, как нормальный автомобиль. Какой напрашивается вывод? Совершенно верно — день, когда китайцы научились делать нормальные машины, настал. Причём произошло это не сегодня и не вчера: кроссовер, как говорилось выше, родом из 2011 года. Вместо тарантаса из тонюсенькой жести, вонючей пластмассы, фанеры и тряпок водитель нынче оказывается в аккуратном пространстве, где ничто не колет глаз, не вызывает раздражения, тошноты и недоумённых вопросов. Интерьер уравновешен и по-европейски спокоен. Экстерьер тоже. Придраться, конечно же, есть к чему: тут зазор широковат, тут стык кривой, здесь шов аляповатый… Но целостное ощущение — да нормально всё! Во всяком случае, пока не узнаешь цену.
Комплектаций в нашей стране у «вэ-пятого» четыре. Самая доступная (Comfort с «механикой») стоит 629 990 рублей. «В базе» кроссоверу полагаются АБС, ESP, кондиционер, две подушки безопасности, мультируль, задние датчики парковки, аудиосистема с четырьмя динамиками и поддержкой MP3, электростеклоподъёмники, 17-дюймовые легкосплавные диски, рейлинги на крышу и сетка в багажник. Ну и ещё кое-какие мелочи. Топовый вариант Deluxe оценён в 719 990 рублей. Помимо автоматической коробки передач он включает всё перечисленное, а также кнопку стартёра, люк с электроприводом, заводскую тонировку, хромированные ручки дверей и пороги.
Тот же Дастер с удивлением взирает на ценник своими квадратными глазами — дороговато для «китайца». Brilliance парирует: оцените ездовой комфорт! А что, всё не так уж плохо на сегодняшний день. Тут добротная шумоизоляция, энергоёмкая мягкая подвеска (её оборотная сторона — крены). На неровностях импровизированного полигона проявилась вполне зачётная плавность хода. При переезде «лежачих полицейских» нет ощущения, что из машины что-нибудь высыплется. Только вот органы управления какие-то пустые: невесомый и неинформативный руль (регулируется исключительно по высоте), длинноходные лёгкие педальки...
Ну а главный упрёк «вэ-пятому» — нехватка динамики. Темпераментом Brilliance V5 напомнил прототип кроссовера ё-мобиль. Разгон вял и с «механикой», а про «автомат» и сказать нечего. Маршрут «тест-драйва» включал площадку с небольшим прямиком. «Здесь можно поднажать», — сообщил сидевший справа инструктор. Предложение прозвучало странно, ибо было сделано через несколько секунд после кикдауна. «Для города хватит!» — заливисто смеялись девушки-пиарщицы. С ними можно согласиться. Как пробкомобиль Brilliance V5 сгодится.
Оптимизма Бриллиансу не занимать. Российский рынок в 2015 году, мол, опередит немецкий и станет крупнейшим в Европе. Вместо плана продаж китайцы оперируют производственным графиком «Дервейса» — 3500–4000 автомобилей ежегодно. Если спрос превысит предложение, мощности можно будет нарастить. Покупать «вэ-пятые», по идее, будут горожане 25–35 лет — семейные прагматики и рационалисты, госслужащие и бюджетники на заре карьеры. Выбрав Brilliance, они отринут таких его главных конкурентов, как пара Ниссанов (Qashqai и Juke), Renault Duster, Chery Tiggo и Mitsubishi ASX.
В июле прошлого года Brilliance открыла представительство в Москве — ООО «Хуачэнь Авто», стопроцентно российскую дочернюю компанию, которую вскоре ожидает переименование в ООО «Бриллианс Мотор». В офисе бизнес-центра на 72-м километре МКАД работают 15 россиян и энное число китайцев. Они выстраивают отношения с первым эшелоном дилеров в 17 городах: Москве, Волгограде, Воронеже, Долгопрудном, Казани, Кирове, Краснодаре, Кургане, Липецке, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Омске, Оренбурге, Перми, Ставрополе, Уфе, Черкесске.
Ян Хуэйцюнь, гендиректор Brilliance Motor в России, выдал ещё по секрету: в конце года их фирма совместно с BMW выпустит новую линейку автомобилей бизнес-класса. Мол, 60 баварских спецов приложили руку и к дизайну машин! Хуэйцюнь также признался, что компания могла вернуться на наш рынок сразу с двумя-тремя моделями — результаты исследований давали такую возможность. Но руководство в итоге довольствовалось одним кроссовером, решив сосредоточиться на развитии сервиса «нового» бренда.
В нынешнем году никаких резких движений от Бриллианса ждать не следует: появление полноприводных модификаций и расширение модельного ряда произойдут не раньше 2015-го. На прощание Хуэйцюнь напутствовал журналистов китайской поговоркой: «Добрая молва лучше золота и серебра». Московскую презентацию провели, не жалея золота, однако даже в эпоху масс-медиа признания не купишь. Российский покупатель стал ещё разборчивее, чем в 2008-м. Нужно сильно постараться и заработать имя, чтобы больше не пришлось уходить.
Паспортные данные
Brilliance V5 | 1.6 MT | 1.6 AT |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4405 | 4405 |
Ширина, мм | 1800 | 1800 |
Высота, мм | 1627 | 1627 |
Колёсная база, мм | 2630 | 2630 |
Колея передняя/задняя, мм | 1544/1530 | 1544/1530 |
Снаряжённая масса, кг | 1415 | 1455 |
Полная масса, кг | 1865 | 1885 |
Объём багажника, л | 430 | 430 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1590 | 1590 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 110/5800 | 110/5800 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 151/4000 | 151/4000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая | автоматическая, пятиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые | дисковые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 225/55 R17 | 225/55 R17 |
Дорожный просвет, мм | 175 | 175 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 170 | 165 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,9 | 13,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— загородный цикл | 5,31 | 5,56 |
— смешанный цикл | 6,9 | 7,2 |
Норма токсичности | Евро-4 | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 | 55 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |