Сказка, а не командировка. Заваленный снегом испытательный полигон, новейшие седаны Jaguar XF и XJ с 340-сильными компрессорными «шестёрками» и полным приводом (впервые на Ягуарах такого класса!), и езда без ограничений, в процессе которой можно прочувствовать все нюансы настроек «кошек», цепляющихся за покрытие своими четырьмя колёсами… Но у природы был свой план, о котором в курсе не были даже всемогущие организаторы. Мы летели через Атлантику в Канаду, мчали с горящими сердцами в горы, чтобы увидеть снег и лёд. Но увидели плотный песок и траву. Остров невезения в океане есть…
Это погода переменчива, а характер Ягуаров — нет. По крайней мере, он не должен был измениться после добавления полноприводной трансмиссии. Чтобы так оно и было, британские специалисты потратили на тесты 18 месяцев, изучая повадки своих подопечных на испытательном полигоне Jaguar Land Rover в Швеции. После приватного разговора с представителями головного офиса компании стало ясно, какую систему выбрали англичане в качестве референсной — xDrive концерна BMW. Более того, поставщик компонентов полноприводной трансмиссии Ягуара и BMW один и тот же — корпорация Magna.
На Ягуарах XF и XJ полный привод реализован по следующей схеме. Передняя ось подключается многодисковым сцеплением с электронным управлением, встроенным в корпус восьмиступенчатого «автомата» ZF. Распределение тяги по большей части с акцентом на заднюю ось. Например, при старте посуху в обычном или спортивном режиме коробки передач на корму идёт 95% момента, а затем в движении соотношение может меняться от 0:100 до 30:70 в пользу задней оси. Если же активирован зимний режим «автомата», то при старте на передок поступает 30% тяги, но в зависимости от дорожных условий этот показатель способен достичь и 50% (максимум для фронтальной оси).
Зиму на полигоне как рукой сняло, но на подъездных дорожках, проложенных в лесных массивах, снега и льда было достаточно. Туда-то мы с коллегой и отправились, но лишь за рулём представительского «икс-джея» — XF за пределы полигона так и не выпустили. То, что Jaguar с полным приводом остался Ягуаром, стало ясно после нескольких поворотов: при неосторожной работе с акселератором XJ охотно выставляется боком. Если оставить «автомат» в обычном режиме и отключить систему стабилизации, можно проходить все виражи, почти как на заднеприводном аналоге.
Но на машине в версии AWD получать удовольствие легче — Jaguar становится мягче в повадках, дружелюбней, оставляет больше времени на раздумья. Продавишь на мгновение педаль газа, сорвёшь тягой заднюю ось в скольжение, а потом лишь подхватывай автомобиль рулём и плавно добавляй газ на дуге. Однозначные реакции, понятное, а главное — азартное поведение, электроника настроена великолепно! А в зимнем режиме АКП пятиметровый седан становится ещё лояльней к водителю, уменьшая углы заноса и увеличивая время на принятие решения. Главное — не забывать о законах физики.
Тем, кому нервы щекотать не хочется, один совет: не отключайте страхующую электронику. В этом случае можно нажимать педаль газа в пол даже на ледяном покрытии — алюминиевое тело и не подумает шелохнуться. А режим TracDSC системы стабилизации адресован любителям дивидендов побольше и риска поменьше — электроника допускает скольжения, но просыпается, как только водитель начинает значительно корректировать траекторию рулём. Удовольствие есть, но не в таком количестве и качестве.
Жаль, короткий тест-драйв по полигону на скоростях до 40 км/ч не позволил понять, как настроен полноприводный Jaguar XF. Он, как и старший «брат», показался покладистым, уравновешенным, но с лёгкой чертовщиной в повадках. Больше и сказать нечего. Рад бы поделиться массой впечатлений от нового 340-сильного двигателя на «икс-эфе», но и этого сделать не могу — мы так и не успели толком познакомиться. Компенсирую это личными ощущениями от работы «шестёрки» 3.0 на Ягуаре XJ — благо за плечами около 200 км пути.
Длиннобазный Jaguar XJ AWD весит 1884 кг, то есть на 71 кг меньше длиннобазной Audi A8 с трёхлитровым компрессорным двигателем. При этом XJ мощнее — 340 л.с. (450 Н•м) против 290 (420). Значит, соотношение мощности к массе у «британца» равняется 181 силе на тонну, а у «немца» — 148 «лошадям» на тонну. Но по паспорту Audi A8 L 3.0 TFSI в разгоне до сотни шустрее на две десятые доли секунды — 6,2 против 6,4. Почувствовать такое может далеко не каждый человек. Да и важны ли эти сухие цифры?
Ощущения говорят о том, что «шестёрка» с приводным нагнетателем перемещает Jaguar XJ в пространстве, словно ветер носит пушинку. Тела седоков тягой прессует в кресла как со старта, так и со средних скоростей, а своего тротилового заряда алюминиевый агрегат с непосредственным впрыском не теряет даже на скоростях за 150 км/ч. С низов тянет прекрасно (уже с 2000 об/мин — 400 Н•м), пик момента 450 Н•м приходится на 3500–5000 об/мин, раскручивается почти до 7000 об/мин, звучит благородно — этот мотор под капотом Ягуара, безусловно, на своём месте. Но вспомнишь пятилитровый «атмосферник» V8 с его могучим характером, насыщенным рыком, и становится как-то грустно…
Jaguar меняется. Мы едва ли увидим автомобили из Ковентри в стиле классических моделей, а вскоре, возможно, на рынок выйдет кроссовер под маркой Jaguar. Дожили мы и до появления больших полноприводных Ягуаров. Кто-то скажет, что полный привод — размытие имиджа и характера автомобилей, проседание под натиском рыночных реалий. А что в этом плохого, если такой шаг позволит нам и в будущем наслаждаться Ягуарами? Как с Porsche. Когда немцы вывели на рынок Cayenne, их обвинили в продаже души дьяволу. Затем была необычная для бренда Panamera. Но получился бы новый Porsche 911 столь одарённым без них?
По оценкам британцев, на долю полноприводных версий XF AWD и XJ AWD во всём мире придётся до 20% продаж, а в странах с суровым климатом этот показатель должен быть и того выше. И если полный привод поможет Ягуару крепче стоять на «лапах», мы только за. Так, мы увидим появление таких моделей, как F-Type, новый XK, модификации с литерами R и S, и многих других. Да и жертвой здесь не пахнет — полноприводный XJ без всяких скидок можно назвать настоящим Ягуаром. Разве что по коготкам прошлись пилкой. Но лишь чуть-чуть.
Паспортные данные
Модель | Jaguar XF AWD | Jaguar XJ AWD |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | седан | седан |
Число дверей/мест | 4/5 | 4/5 |
Длина, мм | 4961 | 5127 |
Ширина, мм | 1920 | 1899 |
Высота, мм | 1460 | 1456 |
Колёсная база, мм | 2909 | 3032 |
Колея передняя/задняя, мм | 1559/1605 | 1626/1604 |
Снаряжённая масса, кг | 1880 | 1871 |
Полная масса, кг | 2360 | 2340 |
Объём багажника, л | 500–540 | 520 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 6, V-образно |
Число клапанов | 24 | 24 |
Рабочий объём, см³ | 2995 | 2995 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 340/6500 | 340/6500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 450/3500–5000 | 450/3500–5000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая восьмиступенчатая | автоматическая восьмиступенчатая |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые вентилируемые |
Шины | 255/35 R20 | 245/45 R19 спереди и 275/40 R19 сзади |
Дорожный просвет, мм | н.д. | н.д. |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 250 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 6,4 | 6,4 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 14,2 | н.д. |
— загородный цикл | 7,2 | н.д. |
— смешанный цикл | 9,8 | 9,8 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 70,1 | 70,1 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |