Кроссовер CX-5 может стать в России такой же успешной приманкой для новых клиентов Мазды, какой была когда-то первая «трёшка». Хотя идеологически это совершенно разные автомобили. Паркетник скромной уравновешенной внешности с качественным интерьером и спокойным характером подойдёт человеку, никогда прежде не имевшему дело с Маздами. Это наименее драйверская машина марки. Нас уверяют, что за руль CX-5 возвращаются потерянные было для Мазды клиенты — что ж, значит, они стали старше.
Обычно прошу коллег не лезть к автомобилям народного потребления со специфической драйвовской меркой, а тут сам не могу не попенять Мазде на «немаздатость». Вижу, что продуман CX-5 от и до, но обидно, что мысли японцев посвящены не нам, автотрахнутым, а тем, иным. Посадка высокая, и места спереди больше, чем в более дорогом CX-7, но в поворотах сиденья не держат, что неудобно при больших кренах. Местное движение напряжённое, требующее воли и быстрых решений, а 150 сил и 208 Н•м двухлитрового «атмосферника» на холмах маловато даже для лёгкой 1300-килограммовой машинки.
«Автомат» на бумаге обеспечивает динамику вровень с «механикой», но по удобству управления разгоном даже рядом не стоял. При штатном ускорении коробка старается поскорее подсунуть шестую передачу, не давая мотору задержаться в зоне пусть и небольшого, но максимального момента. Несмотря на чувствительный акселератор, набор скорости кажется вялым. Чтобы стряхнуть одну-две ступени, приходится действовать педалью в значительных углах. Но пониженную передачу Mazda держит недолго и зачастую переключается вверх ещё до того, как начинается манёвр, ради которого и затевался кипеж.
Может, где-то в европейской части России такая экономичная программа «автомата» и имеет право на жизнь, но сложный грузинский трафик к ней беспощаден. Единственный способ выплыть — воспользоваться честным ручным режимом. К счастью, коробка резво откликается на команды, подаваемые рычагом. Намотав кишки на кулак, машина обеспечивает-таки приемлемый разгон. Главное — выключить систему i-stop, глушащую мотор на светофорах, — терпение грузинских водителей кончается быстрее, чем стартер успевает сдвинуть коленвал для перезапуска, даже если все поршни находятся в оптимальной для воспламенения позиции...
Двигаясь быстро по горной дороге, вы рискуете. Это Mazda констатирует лихими кренами и кряхтением шин Toyo Proxes R36. Вообще я еду не на пределе, но машина даёт понять: само по себе присутствие на борту спешащего человека — нештатный режим. А я опаздываю на посадку своего первого в жизни дерева на озеро Илии, где, кстати, бегает Саакашвили... Руль вроде бы недлинный (2,7 оборота от упора до упора), но чувствительность невелика и крутить баранку приходится на большие углы. К счастью, реакции однозначны, поведение без подвоха. Но опять: ускориться после затычного поворота — история. Хорошо хоть, что тормоза редко подводят любую Мазду.
Пока менял видеокамеры на обочине, вляпался в смолу. Еле отскрёб крупные камни. Еду, чмокаю подошвами, ноги к педалям прилипают. Сразу заметно, сколь велик их ход и как плохо Mazda тормозит двигателем: я уже — чпок! — оторвал ступню от акселератора, а реакция — ноль. Наличествуют, похоже, и детские болезни: поворотники отскакивают в крайних положениях, совершая самопроизвольные включения...
Многое простительно. Это всё-таки их первый компактный кроссовер, первая машина на скайактивной платформе, первая Mazda, собираемая в России, — и первый тест-драйв в Грузии. Страна — родник положительных эмоций для утомлённого пропагандой россиянина. Но далеко не самый выгодный полигон для CX-5. Нужна смелость и вера в успех мероприятия, чтобы выставить свой продукт в таком сложном свете.
Хороших дорог тут мало, а щербатый асфальт с острыми краями выбоин подвеска не любит больше всего. Да и любой "лежачий полицейский" — пинок под зад. Посему по части ездового комфорта кроссовер вообще не произвёл впечатления. Странно, что при такой нетолерантной настройке шасси Mazda не может похвастать хоть сколько-нибудь увлекательной управляемостью. Впрочем, хоть подвеска шумна и жёстка, держит машину на траектории, пока скорость позволяет.
А вот для неубедительной работы акустиков по части звука двигателя не могу найти извинений. Голос Мазды под нагрузкой уныл. И это странно — вы бы видели этот практически спортивный выпускной коллектор! Каждому цилиндру положен отдельный патрубок равной длины. Впрочем, если не насильничать, то автомобиль не покажется шумным. Ну да, подвеска бухает, но после 100 км/ч основной источник шума — это ветер... Тихо проскакивает навстречу кортеж грузинского президента. Несколько Ленд-Крузеров и S-класс. И что, никто из цепочки полицейских, расставленных по обочине, не остановит меня?
Моё счастье далёкого от политики человека — с автомобилями. На площадь не хожу, Садовое кольцо использую исключительно в транспортных целях. Даже важнейший для понимания страны, в которой живёшь, блог Козлова я прочёл случайно, только когда автора на второй срок упекли... Но про Грузию в отрыве от политики говорить как-то глупо. Всё, что там происходит, вызывает добрую зависть. Порядочные полицейские водят экскурсии по своим прозрачным офисам, предприниматели рассказывают, как удобно заводить бизнес и платить налоги в автоматическом режиме... Всего в двух часах лёту от Москвы. Россия и Грузия — две части одной страны, от которой нам, кстати, досталась большая и богатая часть. Но почему-то там система повёрнута к гражданам лицом, а у нас...
Повторюсь, я пишу о машинах. Иногда ещё о людях, машины создающих. Очерки, а-ля National Geographic не моя специализация. Тем не менее я остался в Грузии ещё на пару дней по окончании тест-драйва. Ради того, чтобы присмотреться к месту. Чтобы прислушаться к себе. Мне показалось, что неожиданно я нашёл ту страну, где мне хочется если не жить, то бывать часто. Грузия не Европа, но в чём-то гораздо круче Европы. Здесь нас любят. Нам рады. По-моему, большая проблема многих популярных у нас туристических точек заключается в том, что там гостей терпят. А тут гость — Гость.
Здесь ценят квалифицированных иностранных специалистов. Жаль, для меня работы тут нет. В Грузии не нужны тест-драйвы новых иномарок. Достаточно издавать какое-нибудь переводное издание, причём желательно немецкое и конца 80-х начала 90-х. Интересно, кто-нибудь продаёт такие просроченные издательские лицензии? Применительно к местному автопарку это было бы очень актуально. Кажется, что все Мерседесы W124, не попавшие в Албанию, доживают свой век в Грузии. А я очень люблю «сто двадцать четвёртые»!
Автомобили почитают. Возятся с ними, хотя безнадёжных бросают. Со мной из Москвы летел священник. Служит и в Москве, и в Тбилиси. Звал, как водится, в гости (вас в Грузии все зовут в гости) и рассказывал много и с удовольствием о том, как попасть на авторынок в Рустави, "где есть просто всё". Впрочем, большая часть ассортимента Рустави — откровенный хлам. О плачевном состоянии автопарка говорит то, как часто встречаются по обочинам машины, с которыми возятся владельцы. Прямые, как стрела, участки дорог редки, но особенно богаты на сходы. Чувствуется, любят грузины поддать гари, а машине тут и кранты. Ничего, завтра в Рустави будет куплен такой же Опель и за час поставлен на учёт. Я лично чудом увернулся от колеса, слетевшего со шпилек старой «Волги», встречные расходятся тоже чудом, но при этом за неделю не видел ни одной аварии.
Старые машины портят воздух. В Тбилиси трудновато дышать. Зато машина здесь доступна, а процесс её покупки и регистрации скор и прозрачен. В автомобильный бизнес вовлечена масса народу. Автомобильный рынок — это прежде всего именно рынок в Рустави, а потом уже малочисленные официальные и серые дилеры. (Кстати, первый шоу-рум Мазды должен открыться со дня на день.) Обслуживание разнообразного секонд-хенда тоже лежит на маленьких мастерских. Вот и получается, что расширение и поддержание грузинского автопарка кормит в основном мелкий бизнес, а не крупные холдинги, как у нас.
Огромный рынок пока позволяет российским компаниям не шибко печься о клиенте. Грузины не могут позволить себе такой роскоши. Наши дилеры вразрез с мировой практикой делают основные деньги на продаже машин, а сервис, то есть культура предоставления услуг, развивается по остаточному принципу как затратное и неприбыльное направление. В любой сфере московской жизни можно по пальцам перечесть провайдеров качественных услуг: от автобизнеса до закусочных. В тоже время любая грузинская лавка по дружелюбию персонала даст фору Барвихе Luxury. А прокатитесь по свежевозведённым горным курортам и замкам — их владельцы дадут вам почувствовать себя хозяевами.
Мне нравится, что грузины — цивилизованный народ, а не дикие горцы. Их светская архитектура ранима, а церковная непоколебима. Не могу праздно шататься в грузинском храме — молятся тут как-то особенно истово. Я с детства люблю их кино. Ездят они специфически, напористо, азартно, но при этом неагрессивно. Прокладывают дорогу дальним светом и клаксоном, зная, что никто не машет кулаком вслед.
На горных дорогах много неожиданностей, но мало негатива. Через какое-то время я и сам начинаю мигать и бибикать — и меня понимают. Езда у грузин не траекторная, как у наших сочинцев и карел или у европейцев в Альпах: даже там, где можно оставаться на своей полосе, грузины двигаются посреди дороги. Пока не обозначишь своего присутствия, никто не подвинется. Все машины — либо обгоняемые, либо обгоняющие. Гуськом никто не ездит. Если ты догнал медленную попутку — обязан немедленно её победить. Это, вероятно, что-то охотничье.
Грузия — страна галогена. А если кто с ксеноном, то, значит, мчит очень быстро. И от нас ждут того же, но у Мазды ксенон только для видимости. Вообще мы здесь как чудаки со своим постоянным ближним светом. Фары включают только глубоким вечером. И без них как-то не особо заметно, что и в деревенских домах темно. Горные районы — это общее ощущение ранних сумерек. Спускаешься на предгорье — и оказывается, можно ещё часок поработать... И, Боже, какая кругом транспортная эклектика! Рядом соседствуют персонажи из совершенно разных сказок. Вот заезжает к себе во двор человек на арбе, запряжённой осликом, в широкополой драной шляпе. Старый и простой, как придорожное дерево. А из соседних ворот выкатывается новенький Discovery...
Автомобильной культуре, как и у нас, ещё предстоит сформироваться. Главное — нация доказала свою восприимчивость к переменам за время экстремальных реформ. Очень много полиции на дорогах — ничего, говорят тбилисцы, так надо пока. Странно слышать от восточных людей вопрос: зачем вам в России клановая система власти? Вот у нас, мол, никакого кумовства, всё просто: выучился, умеешь, доказал — работай. А у вас чиновники платят за место, чтобы работать не на государство, а на себя. А чтобы назначить нового, нужно посадить предшественника... Да разве ж кто-то скажет, зачем нам такое устройство?
Не знаю, как на самом деле сложатся наши с Грузией отношения. Надеюсь, что государственные рано или поздно остынут до комфортного градуса личных. Уж это-то в наших с вами руках. Давайте почаще там бывать: визы-то для нас Грузия отменила. Впечатление она производит здоровое и очень яркое, несмотря на небогатую палитру здешних красок. А уж вино! Два часа в самолёте за бокал Мцванэ — ничто... Может, кроссовер CX-5, ради которого всё и затевалось, не вдохновил, но запомнится именно тем, что заново познакомил меня с Грузией, где я не был со времён советского детства.
Паспортные данные
Mazda CX-5 | 2.0 FWD 6МТ | 2.0 AWD 6 АТ | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | |
Длина, мм | 4540 | 4540 | |
Ширина, мм | 1840 | 1840 | |
Высота, мм | 1710 | 1710 | |
Колёсная база, мм | 2700 | 2700 | |
Колея передняя/задняя, мм | 1585/1590 | 1585/1590 | |
Дорожный просвет, мм | 215 | 210 | |
Снаряжённая масса, кг | 1290 | 1380 | |
Полная масса, кг | 1945 | 2045 | |
Объём багажника, л | |||
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива | бензиновый с непосредственным впрыском топлива | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Число клапанов | 16 | 16 | |
Рабочий объём, см³ | 1997 | 1997 | |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/6000 | 150/6000 | |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 210/4000 | 208/4000 | |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая | |
Привод | передний | полный | |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | |
Шины | 225/65 R17 | 225/55 R19 | |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 197 | 187 | |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 9,3 | 9,8 | |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 7,7 | 8,2 | |
— загородный цикл | 5,3 | 5,9 | |
— смешанный цикл | 6,2 | 6,7 | |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | |
Ёмкость топливного бака, л | 56 | 58 | |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |