Клаудии Шиффер сейчас всего лишь сорок три. Красотка замужем за кинорежиссёром, у неё трое детей: сыну — десять, старшей дочке — девять, младшей — три. Профессия у мамы прежняя, но фантастической моделью Клаудия нынче называет не себя. Фрау Шиффер восторгается компактвэном Opel Meriva. Она с телеэкрана рекомендует его таким же многодетным семьям, как её собственная. Советует не безвозмездно, конечно. С декабря у Клаудии новый статус — European Opel brand ambassador, рекламное лицо Опеля в Европе. Вот так, нежданно-негаданно, столкнулись Шиффер и Meriva лицом к лицу. Причём у Меривы лицо-то новое.
До обновления Мериву хвалили за свежую и узнаваемую влёт внешность, удобство входа/выхода с распашными дверьми, простор для пассажиров, удачную трансформацию сидений и профиль водительского кресла, эргономику в общем, шумоизоляцию и тогдашнюю цену от 589 000 рублей. Ругали однообъёмник за те же «противоходные» двери, слишком высокую посадку водителя, за медлительный «автомат» и дохлый турбодизель в 100 л.с., неинформативный руль и жёсткость, с которой подвеска отрабатывает крупняк, а также за непонятную «мультимедию» с полусотней кнопок. Конечно же, рестайлинг не решил всех проблем, но в свежей конфигурации недостатки и достоинства воспринимаются иначе. Кажется, автомобиль стал гуманнее, а отношение к нему — человечнее. Компактвэн — это ведь всегда семья, люди, много людей. Старики, женщины и дети.
Во фронтальной части произошли самые заметные перемены. Увеличилась и заблестела хромом решётка, аналогичным металлом украсились изменившиеся противотуманки. Фары отныне должны напоминать глаз, как у орла. Нюх у опелевцев тоже не пропал: светотехника теперь светодиодная. Ну и бампер поменялся соответственно. Как сказали бы в Римской империи, Meriva заполучила инсигнии — внешние знаки могущества, власти или сана.
У римлян инсигниями были орденские знаки, планки, ленты, медальоны, перстни. У Меривы — это дизайнерские доработки, новая мультимедийная система IntelliLink и дизельный мотор 1.6 CDTI (136 л.с., 320 Н•м), отвечающий экостандарту Евро-6 и прежде доступный только компактвэну Zafira Tourer. Результат модернизации опелевцы обрисовывают двумя словами: стало комфортнее. За счёт новшеств Meriva теперь уподобляется более дорогим и крупным Опелям, а в цене после рестайлинга выросла на 6000 рублей: «база» — от 631 тысячи.
Перелицованную в Инсигнию Мериву пресс-релиз характеризует чудаковато: «скульптурный артистизм в сочетании с немецкой точностью». Воображение рисует жонглёра, застывшего в оцепенении с приходом офицеров бундесвера. На деле ситуация не так драматична — живьём Meriva выглядит проще и мягче, чем на фотографиях. После модернизации облик стал основательнее, солиднее, что ли. Впору задаться вопросом «кто это сделал?» А то в премьерном пылу глаза всем затмили суицидальные двери и никто не поинтересовался, кто такой Нильс Лёб.
Несправедливо. Лёбу сорок семь, женат, растит двоих детей. Родился в Австралии, учился в Европах, с сентября 1991 года работает в компании Adam Opel AG, где прошёл путь от рядового креативщика до шеф-дизайнера. За плечами Нильса концепты, шоу-кары и почти все серийные модели Opel/Vauxhall за последние 20 лет. Vectra, Astra, Corsa, Zafira, Adam, Insignia — всё дело рук Лёба, главного дизайнера опелевских экстерьеров. Словом, Нильс — один из тех замечательных людей, которых при встрече надо бы приобнять.
Салона рестайлинг не коснулся. Но это не значит, что Штефан Арндт, главный интерьерщик Опеля, плохо справился с работой. Скорее наоборот — убранство внутри уравновешенное. Арндт знает в своём деле толк: в компании он работает с 1986 года и послужной список у него длиннее, чем у Лёба. Для Меривы Штефан придумал особенную архитектуру Opel ErgoFlex. Она включает в себя механизм трансформации задних сидений FlexSpace, ездящий между креслами по рельсам трёхэтажный комплекс FlexRail, которые вместе с распашными дверями FlexDoors и внешним велосипедным багажником FlexFix сделали Мериву, по мнению опелевцев, чемпионом в гибкости и эргономике.
Субъективно говоря, система FlexRail — спорная штука. Хочешь открыть или отодвинуть, а в руках неожиданно оказывается снятый подлокотник. Главная идея — возможность сдвинуть этот самый подлокотник назад, чтобы добраться до подстаканника или втиснуть в образовавшуюся щель дамскую сумку. В реальности же повседневная езда пластиковой трёхэтажки по алюминиевым рельсам видится сомнительной. Скорее владелец выберет оптимальную конфигурацию и остановится на ней. Кстати, опелевцы укоротили направляющие, по которым передвигается FlexRail, — они больше не путаются под ногами центрального пассажира.
Дискуссионных моментов немало. Ты погружаешься в Мериву с мыслью «пусть чемпион прогнётся под нас», а за впрямь удобными распашными дверями особенной гибкости и нет. Водитель длиной 187 см, чтобы «сесть сам за собой», упирается коленями в спинку переднего кресла. Задние тем временем не спешат проявлять эластичность. Утопить центральную секцию сидений, а потом поперечно сблизить два других? Интуитивно непонятно, с первой попытки не удаётся. По вместимости пассажиров и грузов уж очень компактен наш вэн. Ребёнку, сидящему на бустере посреди заднего дивана, не позавидуешь. Очевидно, перед семейной поездкой Клаудии приходится вести с двумя старшими детьми непростые переговоры.
Водительское место принято критиковать за излишне высокую посадку. Думается, это всё же вопрос настроения. Сев в Мериву тёплым солнечным утром с песенкой под нос, высоту посадки ты можешь просто не заметить и мгновенно привыкнуть, как к данности. А ведь опелевцы очень старались. «Мы изначально хотели, чтобы все технические детали были небольшими и находились так далеко от водителя и пассажиров, насколько это возможно, — объясняет Штефан Арндт. — Например, в случае с передней панелью мы взяли всю начинку, подушки безопасности, бардачок и так далее — и толкнули всё это на 80 мм вперёд и вниз. В результате, находясь в автомобиле, вы взаправду чувствуете, что сидите на высокой точке, а не прячетесь за скалой, как в некоторых машинах у конкурентов».
В немецкой классификации однообъёмник первого поколения — это Meriva A. Нынешний — Meriva B. На первый тест-драйв «бэшки» летом 2011 года опелевцы выставили модификацию с дефорсированным дизелем, за что поплатились. Обновлённую Мериву представили с двумя другими моторами: можно было выбрать либо вариант со 140-сильной (200 Н•м) бензиновой «турбочетвёркой» и шестиступенчатым «автоматом», либо новый турбодизель 1.6 CDTI с «механикой». Кому-то наверняка интереснее свежий агрегат на тяжёлом топливе, который за тишину работы получил прозвище whisper-diesel. Но «дизель-шёпот» нам уже встречался на Зафире, к тому же в России ждать его в обозримом будущем бессмысленно. У нас и его предшественники 1.3 и 1.7 не предлагаются. Так что от самой мощной Меривы деваться было некуда.
Если «евро-шестой» дизель — шептун, то его бензиновый коллега — ревун. Моторным шумом обозначается любое нажатие на акселератор. Чем сильнее и резче давишь, тем громче. Добротная шумоизоляция Меривы не в силах утихомирить рьяный движок полностью. Впрочем, звучит «четвёрка» приемлемо. Да вот послушайте сами в видеоролике «За кадром», который вас ждёт с реальным звуком (благо iPhone записывает его правдоподобно).
Приемлемо везут и «лошади», но легко поверить, что под капотом их не 140, а 120 или меньше. Для обгонов тяги хватает, да и «автомат» слишком долго ждать не заставляет. Только вот в гору Meriva ползёт с натугой. И ведь пустая была, с одним лишь водителем и воздухом в багажнике. Ох и тяжело же ей будет карабкаться, когда масса со снаряжённой (1486 кило) доберётся до полной в две тонны… Ещё мощнейшая Мерива не любит сверхмалых скоростей, в пробках она дрожит и брюзжит. Ей эластичности всё-таки надо подзанять.
В каждом втором обзоре Мериву ругают за неправильную заднюю подвеску, мол, балка ударно не справляется с крупными неровностями. Возможно, на «восемнадцатых» колёсах ездить больно. Что до размерности 17 дюймов, то в таком Мишлене живётся нормально: толчки под зад весьма ощутимы, но острота ударов старательно скругляется. Кренов при этом почти нет, как и обратной связи по рулю. Расход в смешанном цикле, но преимущественно по трассе и без попытки сэкономить — 9,6 л/100 км. Паспортный «город».
Ещё один традиционный упрёк в адрес Меривы — невнятные информационно-развлекательные системы. Дескать, в дремучем лесу из 50 кнопок чёрт ногу сломит, поэтому разбираться с навигацией и борткомпьютером нужно до поездки, «на берегу». Теперь спецы Опеля предложили выход из положения. Все три системы (CD 600, Navi 650 и Navi 950) нынче оснащаются комплексом IntelliLink, который соединяет воедино автомобиль и iPhone. Интеграция означает не только возможность послушать с телефона музыку, подзаряжая аппарат, но и просмотр фоток на семидюймовом дисплее, а также — голосовое управление навигатором и общение с электронной помощницей Siri. Зажал кнопку на руле, сказал «навигейшн» — и карта перед тобой. Теоретически можно и адрес словами забить, и эсэмэски прослушать.
Бодрый дуэт 140-сильного бензинового мотора и шестиступенчатого «автомата», пожалуй, можно признать оптимальным для Меривы. Жаль, в России самому мощному агрегату полагается только пятидиапазонная «механика». Ну, хм, опелевским менеджерам виднее. Минувший 2013 год они признали для себя успешным как на европейском, так и на германском рынке, хотя рост исчисляется в десятых и сотых долях процента.
В Старом Свете доля Опеля (и его «сестры» Vauxhall) выросла с 5,59 до 5,61%, в Германии — с 6,9 до 7,0%. И Meriva вроде занимает первое место в сегменте, тогда как Corsa, Astra и Insignia в своих нишах вторые. Что касается российского рынка, то прошлый год марка Opel завершила у нас без толики роста или падения, по нулям. Мерива среди компактвэнов довольствуется бронзой: серебро у Зафиры, золото у Chevrolet Orlando. Компактвэны-лидеры тоже вышли из GM, у них обычные двери и обыкновенная эргономика. Но они крупнее и мощнее, пусть и дороже. Будет ли услышана в России фантастическая рекомендация от лица фрау Шиффер?
Паспортные данные
Opel Meriva | 1.4 turbo | 1.6 CDTI |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | компактвэн | компактвэн |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4300 | 4300 |
Ширина, мм | 1912 | 1912 |
Высота, мм | 1615 | 1615 |
Колёсная база, мм | 2644 | 2644 |
Колея передняя/задняя, мм | 1488/1509 | 1488/1509 |
Снаряжённая масса, кг | 1486 | 1518 |
Полная масса, кг | 1995 | 2040 |
Объём багажника, л | 400–1500 | 400–1500 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1364 | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 140/4900–6000 | 136/3500–4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 200/1850–4900 | 320/2000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая шестиступенчатая | механическая шестиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 225/45 R17 | 225/45 R17 |
Дорожный просвет, мм | 150 | 150 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 196 | 197 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,1 | 9,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 9,6 | 4,8 |
— загородный цикл | 5,8 | 4,2 |
— смешанный цикл | 7,2 | 4,4 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 54 | 54 |
Топливо | АИ-95 | дизтопливо |