Renault duster. Продажи Дастеров в России начались в марте 2012 года, и к этому моменту уже реализовано 17 940 пятидверок. Могло быть и больше, но московский завод пока не успевает за спросом. Очередь на Duster растянулась до года.

Форсируем Страну голубых озёр на кроссовере Renault Duster

Роберт Есенов, . Фото Драйва

Продажи Дастеров в России начались в марте 2012 года, и к этому моменту уже реализовано 17 940 пятидверок. Могло быть и больше, но московский завод пока не успевает за спросом. Очередь на Duster растянулась до года.

Пять утра. Город дремлет в сумерках. Поворот ключа — и тишину двора разгоняет грубый треск работающего турбодизеля. Это после ночного сна отошёл кроссовер Renault Duster с «четвёркой» 1.5 dCi под капотом, спаренной с шестиступенчатой «механикой». Этот тест-драйв пресс-парковый Duster запомнит надолго. Впереди у нас 2,5 тысячи километров по асфальтовым дорогам и грунтовкам разного сорта — мы собираемся обогнуть Онежское озеро по его северной части. Встречай нас, Страна голубых озёр!

Погрузочная высота, проём багажного отделения — ни к чему этому претензий у нас не было. Конечно, хотелось бы, чтобы багажник был чуть глубже.

Путь в Карелию начался со сбора друзей, которым, как это часто бывает, не хватает времени на самоорганизацию. Но ещё больше времени мы потеряли, когда пришло время уложить весь скарб в багажник. Одно дело, когда есть возможность сложить сиденья заднего ряда, но седоков в салоне будет четверо. Для каждого личные вещи на несколько дней, на всех по две коробки еды, две палатки (четырёхместная и на две персоны), стол и стулья, удочки и ещё много всего по мелочи. До уровня окон у Дастера объём багажника равняется 408 л, но, оценив масштаб, мы поняли, что даже при загрузке до потолка всё не уместится.

Простоватая внешность? Мы назвали её сугубо мужской. Это не бодибилдер, но мыщцы в тонусе.

Собственно, так оно и вышло. Процентов 80 багажа вошло в трюм, но одна большая сумка, несколько подушек и пледов, две удочки, а также металлический каркас одной из палаток пришлось разместить в салоне. Кроссовер нельзя оборудовать сеткой между пассажирским салоном и багажным отделением, поэтому под потолок клали лёгкие и мягкие вещи, по типу пенистых подстилок, скрученных в рулоны.

Литые диски диаметром 16 дюймов являются опцией за 13 000 рублей. Тестовый Duster был обут в относительно «зубастые» шины Yokohama Geolandar.

В 7:40 мы выехали из Лобни в сторону Ярославского шоссе, которое к тому моменту уже начало обрастать заторами. Чтобы не встать в пробку, мы отправились по Дмитровскому шоссе, с которого свернули на шоссе A107. По нему и выехали на M8 в районе 88 километра. Уже на этой части пути стало ясно, что Duster на роль спринтера никак не тянет. Старт с места даётся автомобилю тяжело, даже когда в нём находится только водитель. По паспорту — 15,6 с в разгоне до 100 км/ч. И это при заявленной снаряжённой массе 1450 кг. А в нашем случае, когда Duster весил уже свыше 1850 кг, секунды превращались в бесконечность. Да ещё и эта ручная коробка передач с мелко нарезанными передаточными числами: на первой до 30 км/ч, на второй — до 50, на третьей — до 80…

Удивительно, но собранный исключительно из дешёвых материалов салон не издаёт посторонних звуков. Пробег этого Дастера — свыше 20 тысяч километров, которые накатали журналисты.

Поручни на дверях скрипят в руках, кнопки на дверных панелях не подсвечиваются — главное, не забывайте, сколько Duster стоит изначально. Но вот что мешало сделать так, чтобы правая стойка лобового стекла не перекрывала часть зеркала? Клаксон активируется кнопкой на торце левого подрулевого рычажка. Такое решение отнимает больше драгоценного времени у водителя.

Но рвать с места нам приходилось нечасто. Важнее то, что даже битком набитый Duster сохранил способность неплохо ускоряться со средних скоростей. Думал, нам придётся забыть об обгонах, но после Ярославля, когда дорога почти всегда была однополосной в одну сторону, нам вполне хватало тех 200 Н•м, что мотор выдаёт до 2000 об/мин. Конечно, частенько даже 500 метров до впередиидущей встречной машины не хватало для манёвра, но за фурами, рассекающими со скоростью 80 км/ч, мы долго не плелись. Хотя когда предстоял длительный обгон, кондиционер мы отключали. Немного, но помогало.

В городском режиме движения к передним креслам у водителя нет вопросов, они появляются лишь в дальней дороге. Задний диван удобнее передних сидений, а свободного пространства перед коленями и над головой достаточно людям ростом до 184 см.

Рычаг коробки передач ходит без лишнего усилия, в пазы попадает легко, ходы умеренные. Это важно, ибо пользоваться им придётся часто: чтобы достичь 100 км/ч, нужно переключаться аж до четвёртой ступени. Задние крылья пачкаются даже тогда, когда дорога, казалось бы, чистая.

Пусть минимальный объём багажного отделения равен не рекордным 408 л, но форма у трюма правильная, задний диван складывается в соотношении 40:60, образуя ровный пол. Под фальшполом — полноразмерная запаска, инструменты и лоток для мелочовки.

Темп немного упал, когда мы въехали в Вологодскую область. Причин много. Если на трассе M8 в Ярославской области мы кайфовали от высокого качества дорожного полотна и дисциплинированности водителей, то в Вологодской губернии по дороге в Вытегру (шоссе Р5) картина изменилась до неузнаваемости — паршивый асфальт, узкие дороги, участки с грунтовкой и водители, которые любят обгонять аккурат под знак «Обгон запрещён». Не соскучишься! Но именно в этом месте Duster покорил нас всех непробиваемостью своей подвески.

Если на улице безветренно, Duster на прямой непоколебим, но чуть появится ветер, высокий кузов при его порывах переставляет на дороге на расстояние до метра в сторону. А ещё водителю было бы легче, будь в околонулевой зоне руля хоть какая-то информативность и немного больше тяжести.

Ответственно заявляю, что на автомобилях с такой энергоёмкой подвеской я ещё не ездил. Гружённый до предела кроссовер так лихо проезжал неровности всех мастей, что это казалось небылицей. В недрах независимой подвески растворялись глубокие ямы и трещины, короткие поперечные волны на асфальте. Ты слышишь, как грохочут колёса при проезде неровностей, но на тело пассажиров идут лишь обескровленные толчки. Подвеску пробивало только на чудовищно крупных воронках, которые обычно лишают легковые автомобили колёс, и при значительных перепадах высот полотна.

У педали тормоза небольшой свободный ход, но мощности самих механизмов, по ощущениям, Дастеру немного не хватает. Часто приходится осаживать пятидверку, прилагая к педали повышенное усилие.

На усеянных ямами дорогах мы держали относительно высокую скорость — от 80 до 100 км/ч. Здесь также пригодилось рулевое управление с растянутым передаточным отношением. Если во время городской эксплуатации остаётся ощущение слишком длинного руля, то при езде по плохим дорогам приходится уворачиваться от колдобин, и подобная настройка рулевого привода идеально подходит. Можно гнать размашисто, грубо, но при этом автомобиль реагирует на команды водителя мягко, без лишней нервозности.

Duster, идущий порожняком, способен потреблять на шоссе меньше 5 л на 100 км. Но и скорость в таком случае не должна превышать 90 км/ч. Да и кондиционер лучше отключить.

У нашего Дастера не было системы стабилизации, но и без неё проблем с вождением быть не должно. На асфальте кроссовер неохотно уходит в занос даже под провокационный сброс газа в повороте. Смещения задней оси легко добиться на грунтовой дорожке, но плавно уходящему в занос Дастеру достаточно одного корректирующего движения рулём. В списке серьёзных претензий значится один момент — на руль идут неприятные толчки от неровностей. Особенно тяжело рукам, когда крупная яма попадается прямо в вираже: пятидверка спрыгивает с траектории, а на ладони проходят хлёсткие удары, словно от металлического прута.

Кроссовер Renault Duster не доставит удовольствия от вождения, но его повадки дарят чувства надёжности и взаимопонимания с автомобилем.

К 10 вечера мы уже были в Каршево. Удивительно, но единственный водитель в экипаже (ваш покорный слуга) устал не настолько сильно, как можно было бы предположить. Километров 100–150 я бы ещё осилил. Тяжелее всего пришлось спине — водительскому креслу Дастера катастрофически не хватает поясничной опоры, да и вообще под обивкой должен быть более плотный наполнитель. Посетую на отсутствие регулировки руля по вылету, короткую подушку кресла и широкую правую стойку лобового стекла, которая перекрывает часть бокового зеркала.

После 11 часов пути наша первая (правда, недолгая) остановка случилась здесь — в 50 км от границы с Карелией. Подошли к краю обрыва, глянули на Онежское озеро, и всех буквально окутала мысль: не зря ехали.

Там же в Каршево нашли местного жителя, повидавшего виды Васю, который отважился отвезти нас на лодке до места, где река Чёрная впадает в Онежское озеро. Общительный мужчина согласился не сразу. Уже темнело, а плыть на лодке около 20 км вслепую — удовольствие сомнительное. В итоге сговорились о трёх тысячах рублей за туда и обратно и отправились в путь. Яркое впечатление от небольшого путешествия по Чёрной подпортил дождь, который, к счастью, закончился, когда мы высадились на берегу. Но к этому моменту темень была уже кромешной, и наш гид остался ночевать у друзей на мысе. А мы пошли искать своё место для ночлега.

На мыс Бесов Нос можно было пройти по лесу, но мы предпочли прогуляться по пляжу. А когда подходишь к заброшенному маяку, становится жутковато.

Утром нашему взору открылась поистине апокалиптическая картина. Осенью 2010 года на Бесов Нос обрушился чудовищной силы ураган, который вырывал с корнями высоченные деревья. Те деревья, что устояли, покорно склонились к земле, словно причёсанные под одну гребёнку. Некоторые — от греха подальше — спилили лесники. Именно поэтому пробраться к петроглифам на Бесовом Носу теперь затруднительно: все тропы завалены деревьями. Но это стоит сделать — столь завораживающие виды Онежского озера надолго останутся в вашей памяти.

Мыс Бесов Нос считается уникальным природно-археологическим памятником европейского севера. Подавляющее большинство любопытствующих манят древние петроглифы времён неолита (новокаменный век, последняя стадия каменного века). Один из петроглифов признан изображением беса, которому в XV–XVI веках монахи Муромского монастыря пририсовали крест, чтобы уменьшить его дьявольскую силу. А ещё на камнях можно найти творчество сталинских узников. Как ни крути, это тоже история.

Вообще к месту, где мы раскинули палатки, можно было проехать и на машине. Правда, дорогой это не назвать — скорее направление из грязевой жижи и огромной колеи. При всём уважении к Дастеру он мог бы превратиться в недвижимость в самом начале пути. Мы встретили на мысу людей, которые добрались сюда на внедорожниках. По их словам, без специально подготовленных автомобилей здесь делать нечего. Но и этого мало: в снаряжении должны быть лебёдки и реечные домкраты. Некоторые идут ещё дальше — берут с собой комплект автомобильных запчастей и бензопилы. Стоящие позади наших собеседников машины красноречиво подтверждали эти слова: такое чувство, что обутые в «зубастые» шины и лифтованные Nissan Terrano II и Nissan Patrol (серии Y61) в грязевую ванную окунались по самую крышу.

В условиях бездорожья здорово помогают неплохая геометрическая проходимость и отменная манёвренность.

По внедорожным свойствам Duster, конечно же, нужно сравнивать с другими кроссоверами. И в этом сравнении «француз» окажется в авангарде. Да, у него простенькая полноприводная трансмиссия с электромагнитной муфтой в приводе задних колёс, но кузов высоко посажен над землёй, свесы короткие, а дизель тяговит. На относительно глубоком песке муфту лучше принудительно заблокировать. Если стоит автоматический режим, то передняя ось успевает закопаться, прежде чем на заднюю ось поступит тяга. Диагональных вывешиваний лучше избегать, но ходы подвесок достаточны, чтобы колёса не теряли контакта в большинстве случаев.

Если ехать внимательно и рассудительно, познать, каков Duster при диагональном вывешивании, вряд ли удастся. В противном случае выбраться в такой ситуации можно будет лишь враскачку.

На Бесовом Носу мы были две ночи, а затем отправились по трассе Р5 в сторону Медвежьегорска. После него свернули на шоссе М18, которое буквально поразило воображение качеством асфальтового полотна. Разум отказывался верить, что это Россия, что настолько великолепная дорога пролегает по территории нашей родины. Более того, такому шоссе могут позавидовать жители многих развитых стран Европы. Поддержать хорошее настроение мы решили заездом на водопад Кивач — третий по величине равнинный водопад Европы. Но, честно говоря, высота в 11 метров как-то не впечатлила. Хотя туристов, которых влечёт сюда, можно понять.

Карелия влюбляет в себя обилием воды — здесь примерно 60 тысяч озёр и 27 тысяч рек! А Ладожское и Онежское озёра — самые крупные в Европе.

По пути в Петрозаводск мы с друзьями обсудили недоработки Дастера. Например, все очень ругали правое переднее кресло. По словам моих попутчиков, спина у них начинала ныть уже спустя 20 минут езды. Задний диван заметно удобней и плотнее, но у седоков галёрки другая проблема — кнопки стеклоподъёмников на задних дверях расположены аккурат в том месте, где естественным образом лежат локти пассажиров. Чтобы задние стёкла не открывались, я блокировал механизмы с кнопки на водительской двери. На количество свободного пространства никто не жаловался. Я же, в свою очередь, пройдусь по эргономике. К слишком мягкому сиденью и нерегулируемому по вылету рулю добавлю расположенные в слепых зонах блок климатической установки и блок регулировки боковых зеркал.

Двигаясь по дороге Р19 от Петрозаводска, вы неминуемо упрётесь в паромную переправу через реку Свирь. Нам билет стоил 170 рублей, а на другой берег мы попали спустя минут 10 после начала движения. Путешествуя по Карелии, готовьтесь лицезреть безлюдные деревушки и полуразрушенные церкви и монастыри.

Петь дифирамбы энергоёмкости подвески Дастера пришлось в столице Карелии. Милый город, приятные люди, но до чего же здесь ужасные дороги, даже в центре города. Но Duster держал удар — изредка покачиваясь и еле вздрагивая на остроугольных ямах и выбоинах. Как выяснилось, это были цветочки — до паромной переправы через реку Свирь нам предстояло одолеть грейдер, на котором скорость упала до 60–80 км/ч. Старались ехать так быстро, как это возможно. И не зря — в итоге мы успели на последний рейс через Свирь.

В рыхлом песке приходится ехать на нетяговитой первой передаче, потому что на второй на небольшой скорости мотор стремится заглохнуть. Зато муфта не перегревается.

Пока плыли через реку, пошёл дождь, а со всех сторон начали сгущаться тёмно-серые тучи. Стемнело почти моментально, но впереди у нас были ещё участки грунтовок и убогого асфальта по дорогам Р19 и Р37. Из Ленинградской области выехали относительно быстро, но в Вологодской нас поймал неистовый ливень. Скорость снизилась до 30 км/ч, а за лобовым стеклом виднелась лишь стена дождя. О ночёвке в палатках уже никто не заикался, начался поиск гостиниц в Интернете. Обзвонили несколько мест и остановились в ещё недостроенном парк-отеле в Ольково.

Ещё в Москве один мой друг выдал: «Надеюсь, это будут настоящие приключения». Словно накаркал! Мы заехали в коттеджный домик, расположились, приняли душ, а тем временем лёгкий дождик сменился ураганным ветром. В отеле вырубилось электричество, перестала идти вода из кранов, а плохо закреплённый большой батут летал по парковке отеля, снося наземные фонари и царапая автомобили и лодки на прицепах.

Снизу у Дастера ничего не свешивается, а банка глушителя хоть и зияет при виде сзади, но поднята как можно выше. За время поездки мы ни разу ничего днищем не зацепили.

Переждав стихию в уютном доме, в 10 утра следующего дня мы выдвинулись обратно в Москву. Ехали относительно спокойно, крупную остановку сделали только в Ярославле, просидев около 40 минут в кафе. И в половине одиннадцатого вечера прибыли в столицу. Наша поездка в сухих цифрах такова: пройденное расстояние составило 2583 км, средняя скорость движения равнялась 61 км/ч, а расход топлива в смешанном цикле — 7,3 л на 100 км. Всего поездка обошлась нам в 20 тысяч рублей, и из них 5900 рублей пришлось на дизельное топливо.

Обладателем полноприводного дизельного Дастера можно стать за 614 тысяч рублей. Такова стоимость машины в исполнении Expression с АБС и одной подушкой безопасности (за кондиционер нужно доплачивать).

Но есть и другие выводы, которые в цифрах выразить сложно. Кроссовер Renault Duster покорил нас всех ещё до окончания поездки. Один из моих друзей теперь серьёзно рассматривает покупку Дастера, второй обязательно сделает так, чтобы Duster купил его отец. А третий предложил менее реальную, но романтическую идею: купить одну такую дизельную пятидверку на четверых-пятерых и регулярно путешествовать на ней в различные уголки нашей родины. И я обеими руками за, ибо более приспособленного для российских дорог автомобиля я ещё не встречал. Одно пугает: Duster в России тяжело купить. И очереди длинные, и дилеры со своим допоборудованием навязчивые.

Паспортные данные

Renault Duster 1.5 dCi
Кузов
Тип кузова универсал
Число дверей/мест 5/5
Длина, мм 4315
Ширина, мм 1822
Высота, мм 1695
Колёсная база, мм 2673
Колея передняя/задняя, мм 1560/1567
Снаряжённая масса, кг 1450
Полная масса, кг 1875
Объём багажника, л 408–1570
Двигатель
Тип турбодизель
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Число клапанов 8
Рабочий объём, см³ 1461
Макс. мощность, л.с./об/мин 90/4000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 200/1750
Трансмиссия
Коробка передач механическая шестиступенчатая
Привод подключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Шины 215/65 R16
Дорожный просвет, мм 210
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 156
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 15,6
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 5,9
— загородный цикл 5,0
— смешанный цикл 5,3
Норма токсичности Евро-4
Ёмкость топливного бака, л 50
Топливо дизтопливо

Комплектации

Renault Duster 1.5 dCi
Базовая версия Expression
Подушка безопасности водителя +
АБС +
Гидроусилитель руля +
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона +
Передние электростеклоподъёмники +
CD-магнитола с поддержкой MP3 и USB-входом +
Поддержка протокола Bluetooth +
Центральный замок с ДУ +
Иммобилайзер +
Спинка заднего сиденья, раскладывающаяся в соотношении 60:40 +
Полноразмерное запасное колесо +
Защита поддона картера +
Цена базовой версии Expression 614 000 рублей
Исполнение Privilege
Наружные зеркала в цвет кузова
Ручки дверей, окрашенные в цвет кузова
Противотуманные фары
Бортовой компьютер
Кондиционер
Подогрев передних сидений
Регулировка сиденья водителя по высоте
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом
Цена версии Privilege 661 000 рублей
Дополнительное оборудование тестового автомобиля
Подушка безопасности пассажира 5000
Передние боковые подушки безопасности 7000
Кожаная отделка руля 3000
Задние электростеклоподъёмники 5000
Легкосплавные колёсные диски 13 000
Задний парктроник 7000
Цвет "металлик" 8000
Цена протестированного автомобиля 701 000 рублей

Техника

Renault Duster — третий по счёту автомобиль, построенный на бюджетной платформе В0. Кроссовер на 70% унифицирован с легковыми моделями Logan/Sandero (например, передние двери взяты от хэтчбека без изменений), что значительно сократило затраты на его разработку: потрачено менее 300 миллионов евро. Попотеть французским инженерам пришлось лишь с задней частью. На 43 мм по сравнению с легковушками увеличилась колёсная база, изменена архитектура кузова в расчёте на установку независимой задней подвески для полноприводных версий. Кроме того, в зависимости от типа привода пол в багажнике может быть ровным или с выемкой под запасное колесо.

Передние стойки McPherson с усиленными и более длинными, чем у Логана, рычагами одинаковы для всех версий Дастера. Сзади, в зависимости от типа привода, могут использоваться скручивающаяся балка от универсала Logan MCV или McPherson, как на кроссоверах Nissan X-trail прошлого поколения. Гидравлический усилитель руля получил более мощный корпус рейки, а также насос повышенной производительности. И калибровка перепускного клапана у Дастера своя, что свело на нет фамильную логановскую пустоту руля в околонулевой зоне. Да и стабильность при прямолинейном движении стала выше.

Наддувный дизель серии K9K проверен временем и ставится на множество моделей концерна Renault-Nissan. Четырёхцилиндровый агрегат рабочим объемом 1461 см³ оснащён турбокомпрессором Borg-Warner и аккумуляторным впрыском (на моторы мощностью до 90 сил ставится аппаратура Delphi, на более мощные — Continental). В России Duster с восьмиклапанным двигателем 1.5 dCi развивает 90 сил и 200 Н•м, но в Европе есть версии с отдачей 110 «лошадей» и 240 ньютон-метров.

На заднюю ось момент передаёт электромагнитная муфта GKN от кроссовера Nissan Murano. В обычных условиях движения Duster остаётся переднеприводным. Муфта замыкается лишь при пробуксовке. В отличие от Murano скорость движения с принудительно заблокированной муфтой увеличена до 80 км/ч, это на 20 км/ч больше.

Безопасность

Кроссовер Dacia Duster проходил краш-тесты по программе Euro NCAP, но, к сожалению, оказался единственным троечником в своей серии испытаний. Лучше всего он уберёг детские манекены, чуть хуже — взрослые. А вот защита пешеходов и оснащение электроникой у модели хромают. К тому же кроссовер лишился баллов за открывшиеся после различных столкновений водительскую дверь и дверцу багажника.

За кадром

Вернуться в Карелию ещё раз? Ответ очевиден.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...