Появление в модельной гамме лифтбека Skoda Rapid подстегнуло к новой Октавии дополнительный интерес. Как это обстоятельство повлияет на модель третьего поколения? Какое направление примет вектор развития? Представители Шкоды в приватных беседах высказывали мнение, что следующая Octavia должна стать больше, статуснее и, скорее всего, заметно дороже. Она по иерархической лестнице как бы приблизится к модели Superb, не меняя своей принадлежности к гольф-классу. Это подтвердилось лишь отчасти — пятидверка новой генерации длиннее предшественницы на 90 мм и шире на 45 мм, а колёсная база больше аж на 108 мм.
Таков уж у Октавии основной клиент — он не поймёт, если автомобиль вдруг сильно изменится, особенно в цене. По словам главы отдела дизайна Шкоды Карла Нойхольда, покупатели Октавии — люди семейные, консервативные, практичные, хорошо умеющие считать деньги. Например, поэтому у новинки в списке опций отсутствуют диодные головные фары, как у хэтчбека Seat Leon последнего поколения. Такое оснащение, по словам Нойхольда, останется невостребованным — клиентам с головой хватит и биксеноновых фар. Им другое важнее — что длина салона увеличилась на 33 мм, а для коленей задних седоков нашли дополнительные 47 мм. А объём багажника достиг 590 л (плюс пять литров) — абсолютный рекорд в классе!
Затем беседа зашла о внешности Октавии. Карлу я честно признался, что на фотографиях лифтбек выглядит скучно, хотя сходство с дорестайлинговой Audi A6 прошлой генерации покупателям польстит. Живьём на Октавию смотреть приятней, хотя дизайн лаконичен — и в общем, и в деталях. Нойхольд не смутился, сказав, что покупатели ждут от Октавии именно такого экстерьера — узнаваемого, современного, но спокойного, без выкрутасов. К тому же длина стремится к рекордной в классе — 4659 мм (у седана Volkswagen Jetta — 4644 мм).
В основе машины нового поколения — уже хорошо знакомая платформа MQB, унифицированная с моделями Volkswagen Golf, Audi A3 и Seat Leon. Но по расстоянию между осями Octavia среди соплатформенников чемпион — 2686 мм. Для сравнения, у Гольфа этот показатель равен 2637 мм. Как и у родственных моделей, спереди у Октавии вне зависимости от версии установлены стойки McPherson. А вот тип задней конструкции зависит от мощности мотора: на модификациях с отдачей до 150 сил стоит полузависимая балка, а на более мощных — многорычажка.
Выбор двигателей на презентации — колоссальный! Не удалось познакомиться только с версией 1.2 TSI (86 и 105 л.с.), но за шесть часов, что нам отвели организаторы, наш экипаж осилил три модификации — 1.4 TSI (140) и 1.8 TSI (180), обе с шестиступенчатой «механикой», а также 2.0 TDI (150) с шестидиапазонным «роботом» DSG. Официальных данных по поводу линейки агрегатов для российского рынка пока нет, но в представительстве намекнули, что мы получим полную гамму бензиновых «четвёрок» TSI плюс двухлитровый турбодизель. Устаревшие «атмосферники» MPI, скорее всего, из ряда выпадут.
В окрестностях Фаро и Лиссабона очень красиво, но дороги... Неплохим качеством обладает полотно только на основных дорогах, но стоит с них съехать, как попадаешь на участки, где количество ям на квадратный метр зашкаливает. Колдобины, трещины в асфальте, провалы полотна до грунта... Но нам это и нужно — в таких условиях как нельзя лучше прочувствуешь работу подвески. Это вам не стерильные дороги Германии, где даже спорткар покажется катером на воздушной подушке.
Octavia держится молодцом. Подвеска охает, вздыхает на неровностях, но трудится без пробоев, даже когда колёса попадают в крупную воронку с острыми краями. Автомобиль отчётливо повторяет микропрофиль дороги, а мелкие и средние дорожные невзгоды отзываются плотными толчками, но ни разу дело не дошло до дискомфорта. После нескольких десятков километров по разбитой дороге стало очевидно — Octavia мягче Гольфа и Audi A3. Но у двух последних моделей ходовая часть работает тише, чуть благородней.
Ещё заметна разница между модификациями со скручивающейся балкой сзади и многорычажкой. В обоих случаях уровень комфортабельности одинаково хорош, но с точки зрения акустического комфорта машины с полностью независимой подвеской предпочтительней. Дело в том, что при прохождении неровностей Октавии с балкой наполняют салон низкочастотным гулом, наседающим на уши. Пять минут, десять, и твоя рука уже тянется к клавише электростеклоподъёмника — при открытом окне эффект пропадает. На автомобилях с многорычажкой такого нет.
Управляемость едва ли зависит от схемы задней подвески. Octavia едет так, как и должен ехать современный европейский автомобиль гольф-класса — упруго и безопасно. Благодаря новой платформе и переделанному кузову модель похудела на центнер, что сказалось и на поведении на дороге. Чешский лифтбек — словно преданный тебе австралийский хилер: команды рулём исполняет быстро, точно и с природной лёгкостью. И ехать быстро интересно — информация с колёс поступает водителю в разжёванном виде, чуть ли не на блюдечке. А когда шины сдаются, пятидверка какое-то мгновение едет в сносе, который сменяется скольжением всех четырёх колёс. Былой склонности к заносу мы не заметили.
Компактные бензиновые моторы 1.4 TSI и 1.8 TSI серии EA211 с непосредственным впрыском и двумя распредвалами нам знакомы ещё по «седьмому» Гольфу. На Октавии 140-сильный турбоагрегат лишён механизма отключения половины цилиндров (такое клиентам Шкоды тоже ни к чему), но работу свою выполняет с честью. Ещё бы — более крупная Octavia даже легче Гольфа с тем же мотором (1255 против 1268 кг). И если вы не любитель горячки за рулём, мотора 1.4 TSI будет вам достаточно. С ним Octavia прекрасно разгоняется со средних скоростей, а на шоссе сохраняет способность живо разгоняться как минимум до 140 км/ч. Алюминиевый двигатель с 250 Н•м (с 1500 до 3500 об/мин) бледен лишь в одной дисциплине — из-за отсутствия тяги на самых низах тяжело трогаться с места.
Этого недостатка лишён мотор 1.8 TSI — те же 250 Н•м он выдаёт раньше, с 1250 об/мин. А после этой отметки — мощный, почти взрывной спурт! Машина со 180 силами берёт отметку «100 км/ч» спустя 7,3 с после старта. И когда тебя прессует о спинку кресла, ты сдаёшься — я верю, верю! И ведь это даже не RS-версия. Огонь в характере полыхает на протяжении всего рабочего диапазона. Стрелка тахометра проходит отметку 5000 об/мин, пик тяги позади, но феерия не прекращается — с 5100 до 6200 об/мин начинается отрезок, где наддувный мотор выдаёт 180 «лошадей». Для больших эмоций мы бы вам порекомендовали заказать опцию Driving Mode Selection. Помимо возможности изменения настроек рулевого управления и коробки передач (если это DSG) можно будет обострить реакцию на газ. Изначально Octavia на перемещение акселератора отзывается с задумчивостью.
Турбодизель 2.0 TDI (150 сил и 350 Н•м) звучит приятней бензиновых «четвёрок», а на обгон с таким мотором можно выходить смело — океан тяги поглотит не одного попутчика за один подход. Но в целом до уровня динамики 180-сильных машин — как до Луны. Да и на подачу топлива двигатель TDI реагирует ещё дольше, а его немалая масса смещает баланс управляемости в сторону недостаточной поворачиваемости. Зато роботизированная коробка передач с двумя «мокрыми» сцеплениями не дала повода для расстройства. Конечно, фанатичная тяга DSG к экономичности и сонливость при переходе на пониженные ступени искоренимы только в спортрежиме, зато при любых раскладах «робот» меняет передачи мягко, а при старте с места и при прерывистом движении на маленьких скоростях нет никакой вибрации.
Уже третий раз кряду чехи сделали то, что у них отлично получается, — создали автомобиль, который заточен под конкретные цели, под конкретного потребителя. И Octavia — словно зеркало своих клиентов. В меру консервативная, практичная, хозяйственная и бережливая. Её силуэт не меняется много лет, у неё функциональный салон и эпических размеров багажник, а цена, по традиции, ниже, чем у модели Volkswagen Golf. В Германии «немец» стоит от 16 975 евро, а «чешка» — от 15 990. Одним словом, семейная. Неудивительно, что с 1996 года продали 3,7 миллиона Октавий двух поколений. Одного хочется — чтобы не все автомобили на планете стали похожи на оптимальную во многих аспектах Октавию. Семьи ведь разные бывают.
Паспортные данные
Skoda Octavia | 1.4 TSI | 1.8 TSI | 2.0 TDI |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | лифтбек | лифтбек | лифтбек |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4659 | 4659 | 4659 |
Ширина, мм | 1814 | 1814 | 1814 |
Высота, мм | 1461 | 1461 | 1461 |
Колёсная база, мм | 2686 | 2686 | 2686 |
Колея передняя/задняя, мм | 1543/1514 | 1543/1512 | 1543/1514 |
Снаряжённая масса, кг | 1255 (1265) | 1320 (1335) | 1330 (1350) |
Полная масса, кг | 1805 (1815) | 1830 (1845) | 1880 (1900) |
Объём багажника, л | 590–1580 | 590–1580 | 590–1580 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1395 | 1798 | 1968 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 140/4500–6000 | 180/5100–6200 | 150/3500–4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 250/1500–3500 | 250/1250–5000 | 320/1750–3000 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая шестиступенчатая (роботизированная семиступенчатая) | механическая шестиступенчатая (роботизированная семиступенчатая) | механическая шестиступенчатая (роботизированная шестиступенчатая) |
Привод | передний | передний | передний |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | независимая, пружинная, многорычажная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 205/55 R16 | 205/55 R16 | 205/55 R16 |
Дорожный просвет, мм | 140 | 140 | 140 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 215 | 231 | 218 (215) |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,4 (8,5) | 7,3 (7,4) | 8,5 (8,6) |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 6,5 | 7,8 (7,1) | 5,0 (5,4) |
— загородный цикл | 4,6 (4,9) | 5,1 (4,8) | 3,6 (4,1) |
— смешанный цикл | 5,3 (5,4) | 6,1 (5,7) | 4,1 (4,5) |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | дизтопливо |
* В скобках данные для версий с "роботом" DSG. |