Марчелло Гандини (Marcello Gandini) — один из немногих мэтров итальянского автодизайна, чьё имя не на слуху. У него не было собственного ателье, его фамилии не найти на созданных им автомобилях. Но представить Гандини очень просто. Про Lamborghini Countach знаете? А про Diablo? И даже Lancia Stratos? Так вот, это его рук дело.
Отец создателя одних из самых желанных автомобилей владел фармацевтической компанией, а свободное время посвящал музыке. Карьеру музыканта прочили и Марчелло Гандини, но однажды, увидев на улице американский переднеприводный Cord 810 (один из самых необычных и технически интересных автомобилей своего времени), Марчелло решает, что будет автомобильным дизайнером. Он бросает учёбу в университете и начинает изучать машины.
Долгое время Гандини перебивался, занимаясь околоавтомобильными и околодизайнерскими делами, однако в 1965 году ему выпал шанс. Нуччо Бертоне предложил работу в своей карроззерии. В то время главным стилистом Bertone был Джорджетто Джуджаро, тот самый, которого признали «Автодизайнером столетия». Ужиться в одной компании два ярких таланта не могли, и вскоре Джуджаро ушёл в ателье Ghia, а затем открыл своё дело. Наступил звёздный час Гандини.
Уходя из Bertone, Джуджаро оставил недоделанный проект Lamborghini Miura. Суперкар с расположенным поперечно в пределах базы двигателем V12 стал первой серьёзной работой Гандини.
В дальнейшем Гандини работал над множеством автомобилей Lamborghini. Фактически он стал отцом стиля компании, который в изменённом виде сохранился и до сих пор. На фотографии — знаменитый четырёхместный концепт Marzal с огромными стеклянными дверьми типа «крыло чайки», каждая открывала доступ на оба ряда кресел. Под капотом концепта находилась рядная двухлитровая «шестёрка» мощностью 175 л.с. Можно сказать, половинка от
Это купе Lamborghini Espada с необычными пропорциями, а также модель Jarama, отличительной чертой которой была полуприкрытая головная оптика. А ещё Urraco, выглядящая стремительно и агрессивно, но при этом, что интересно, более доступная и не такая мощная.
Всё это были безусловно очень красивые автомобили, но...
В 1970 году на автошоу в Турине был представлен концепт Bertone Stratos Zero: ещё более безумный, нежели Carabo. Посмотрите на эти формы, на боковые амбразуры остекления. На лобовое стекло-дверь. На «рояльную» крышку моторного отсека, наконец. За ней, кстати, прятался двигатель объёмом всего 1,6 л от раллийной Lancia Fulvia. Даже сейчас этот автомобиль выглядит пришельцем из будущего. Что же было тогда? Да то же самое! Stratos Zero — автомобиль вне времени.
А вот что из всего этого получилось. Stratos Zero очень понравился Чезаре Фиорио, тогдашнему шефу спортивного отделения Lancia. В компании как раз разрабатывали новый гоночный автомобиль, и Гандини назначили его дизайнером. B итоге получился не только один из самых великих раллийных болидов, но и, пожалуй, самый красивый. Двигатель Стратоса был позаимствован у Ferrari 246 Dino. Кузов — из стеклопластика, а панорамное остекление вырезалось из большого цилиндра, чтобы избавиться от лишних искажений.
Кстати, первый прототип Стратоса был подготовлен Гандини всего за три недели. Ведь его формы (например характерные колёсные арки) уже были «обкатаны» на концепт-каре Autobianchi A112 Runabout — центральномоторном родстере, построенном на агрегатах Фиата 128. А источником вдохновения для открытого Runabout были скоростные моторные лодки.
Runabout превратился ещё и в Fiat X1/9 — маленький среднемоторный автомобильчик со съёмным верхом. Весил Fiat всего 880 кг и имел двигатели мощностью 75 или 85 л.с. Производился X1/9 с 1972 по 1982 год сначала силами Фиата, а с
Поговаривают, когда Энцо Феррари увидел, что творят в Bertone, он приказал ребятам из Pininfarina сделать не хуже. Клиновидный Ferrari 512 S Modulo с закрытыми колёсами и откидным «фонарём» кабины — не работа Гандини. Но без его влияния тут явно не обошлось.
Этот клиновидный экземпляр тоже не Гандини. В 1968 году Bizzarrini Manta стала первой работой только что созданной компании Джорджетто Джуджаро Italdesign. Причём автомобиль появился лишь чуть позже Carabo.
Итак, Countach. Пожалуй, это самая знаменитая работа Гандини. Прототип, показанный в
Серийный Lamborghini Countach был долгожителем и выпускался с 1974 по 1989 год (было сделано 2042 автомобиля). Со временем Countach оброс расширенными арками и антикрыльями, но всё равно оставался эталоном стиля.
Появившийся в разгар топливного кризиса в 1974 году концепт Lamborghini Bravo воспринимался не иначе как провокация. Автомобиль базировался на агрегатах купе Urraco. Из интересных особенностей: панорамное остекление и интерьер, отделанный алькантарой, в те времена ещё совсем новым материалом.
Ещё один автомобиль, созданный под руководством Гандини. Концептуальный Ferrari 308 GT Rainbow Concept был построен на укороченной на 10 см базе Ferrari 304 GT/4 и с тем же
Alfa Romeo Navajo смотрелась не то как космический корабль, не то как робот-трансформер. Машина была построена на агрегатах суперкара 33 Stradale. Впрочем, её многие критиковали: мол, увлеклись дизайнеры.
Diablo — лихая икона девяностых. В
Cizeta-Moroder V16T. Такой, по замыслу Гандини, изначально должна была быть Lamborghini Diablo. Но этот вариант не «пошёл», и маэстро отдал дизайн-проект небольшой компании Cizeta, основанной Клаудио Замполли, владельцем дилерского центра Ferrari в Италии, и продюсером Джорджио Мородером. Всего было сделано десять автомобилей. В триста раз меньше, чем Diablo.
Ещё один фрилансерский проект маэстро — полноприводный суперкар Bugatti EB 110. Это один из самых совершенных автомобилей своего времени. Двигатель V12 объёмом всего 3,5 л был оснащён четырьмя турбокомпрессорами и в зависимости от версии развивал 542 или 592 л.с.
Qvale Mangusta, также известная как De Tomaso Bigua, — последняя из работ Гандини. Автомобиль оснащался
В 1980 году Гандини ушёл из Bertone и работал в своём поместье в местечке Гран-Виньо. Марчелло Гандини, конечно же, занимался не одними суперкарами. Среди его работ и Fiat 132, и рестайлинг хэтчбека Renault 5, и Citroen BX. Но главными его произведениями были те, постерные изображения которых висели в каждом втором доме. И вряд ли они когда-нибудь устареют.