Каждый раз бывая в Италии, я отмечаю, что эта страна будто замерла в своем развитии лет тридцать назад. В те времена итальянские машины хоть и с натяжкой, но ещё считались одними из лучших в мире, а кинематограф с Апеннин радовал шедеврами... И вообще эта страна жила мыслями о будущем, а не прозябала на развалинах тысячелетней истории.
Конечно, при желании можно жить и прошлым. Тем более что миллионы туристов со всех концов света ежегодно оставляют в Италии миллиарды евро, приобщаясь к духу древней цивилизации. Но если мимо Колизея пройти просто невозможно, а фильмы Антониони продаются в сувенирных лавках, то прикоснуться к автомобильному прошлому, увидеть легендарный автомобиль Alfa Romeo в Италии не так уж и просто.
Музей этой марки есть. Но чтобы попасть туда, нужны смекалка и терпение. Нам — на заброшенную территорию бывшего основного завода фирмы в Арезе, пригороде Милана. Производство остановилось ещё в 2003 году. За заводской проходной с суровой охраной в униформе (записываться на посещение нужно заранее) — два угловатых бетонных здания с немытыми стёклами. Одно из них — бывшее заводоуправление, второе — как раз музей. Дислокация наглядно демонстрирует, как нынче поживает знаменитая автомобильная фирма.
Унылая архитектура
Наверняка, как и раньше, при входе вас будет встречать одинокий автомобиль французской марки Darracq выпуска 1908 года. Мало кто знает, что фирма Alfa Romeo начинала как сборочное предприятие забытой ныне французской компании. Больших прибылей инвесторам это вложение не принесло. Автомобили продавались из рук вон плохо, хотя завод под Миланом был достаточно крупным и современным.
Поэтому уже в 1910 году на существующих мощностях итальянские инвесторы создали совершенно новую компанию A.L.F.A. Аббревиатура расшифровывалась как «Акционерное общество Ломбардии по производству автомобилей». В тот же год появилась первая собственная разработка — модель 24НР: большой, солидный и прочный автомобиль, лучше отвечавший требованиям итальянского рынка, нежели хлипкий и чахоточный Darracq. Рынок подтвердил верность выбора — в первый же год было продано более трёхсот экземпляров.
В начале века, когда возможности рекламы были весьма ограниченными, большинство автопроизводителей продвигало свою продукцию через участие в престижных автогонках. Победители становились звёздами «сарафанного радио». Только так, при помощи молвы, можно было раскрутить доселе неизвестную марку. Новоиспечённая миланская автомобильная компания пошла этим же, единственно верным путём. Всего через год после рождения на старт сицилийской гонки Targa Florio была выставлена специальная спортивная модель 15НР Corsa. Больших успехов она, впрочем, не снискала, зато стала родоначальницей славной истории гоночных автомобилей Alfa Romeo.
Первая мировая война прервала взлёт новой марки. Завод автомобильной компании был приобретён промышленником Николя Ромео, который наладил на нём производство авиамоторов, передвижных электростанций и прочей военной амуниции. К производству автомобилей фирма вернулась лишь в 1919 году, на первых порах ограничившись сборкой машин из довоенного задела. Эти автомобили первыми получили известную ныне марку Alfa Romeo с добавкой фамилии нового собственника.
Первая абсолютно новая модель RL с рядной «шестёркой» появилась в 1922 году, причём её подготовили сразу в нескольких вариантах — от обычного дорожного до гоночного. В музее фирмы есть несколько таких машин: кабриолет с алюминиевым кузовом фирмы Castagna и гоночная Targa Florio (красная, на фото вверху). Последняя, выиграв в 1923 году одноимённую гонку, впервые получила на боковину кузова эмблему с листком клевера, ставшую на долгие годы символом заводской команды Alfa Romeo. Кстати, одним из гонщиков Альфы в те годы был сам Энцо Феррари, но больших успехов за рулём он не достиг.
К середине
К счастью, на тот момент в составе конструкторского бюро трудился молодой инженер Витторио Яно, предложивший концепцию малолитражного (
К концу
Во время войны итальянская компания занималась производством авиамоторов, за что её завод был серьёзно повреждён авиацией союзников. После окончания боевых действий изрядно потрёпанной Италии стало не до роскоши, к коей относились и автомобили Alfa Romeo. Штучное производство довоенной 6С 2500 продолжалось по инерции, пока в 1950 году не была представлена модель 1900. Этот седан ознаменовал переход компании на иной уровень. Машина с несущим кузовом стоила заметно меньше, чем предыдущие модели и была приспособлена к более или менее массовой сборке на конвейере. При этом шасси и четырёхцилиндровый двигатель с двумя распредвалами полностью соответствовали спортивному имиджу компании.
Мало кто знает, но помимо легковых автомобилей марка Alfa Romeo долгое время ассоциировалась и с коммерческим транспортом. Фургоны, тяжёлые грузовики, автобусы и даже троллейбусы — всё это выпускалось под одним брендом вплоть до начала
Несмотря на футуристический облик, ставший результатом тщательных продувок в аэродинамической трубе, этой опытной машине по прозвищу Disco Volante (летающая тарелка) никогда не сопутствовала удача в гонках. Было построено несколько версий как с открытым, так и с закрытым кузовом. Но всё, чем они прославились, — фантастическими ценами в
В 1954 году наступила очередная эра перемен. Благосостояние народа росло, но не такими темпами, чтобы каждый мог позволить себе довольно дорогую модель 1900. В ответ на растущий спрос на автомобили Alfa выпустила вполне демократичный седан Giulietta (оранжевая машина на правом маленьком снимке) с двигателем 1.3 мощностью 53 л.с. И тут были выдержаны каноны — машинка отличалась алюминиевым двигателем с двумя распредвалами и отлично настроенным шасси. Популярное семейство разрасталось как на дрожжах. Помимо базового седана появились купе работы Bertone и спортивная версия SZ ателье Zagato (основное фото). Последняя оснащалась форсированным до 100 сил мотором, позволявшим разгоняться до 200 км/ч.
Начало
В принципе, можно назвать именно Джулию родоначальницей класса спортседанов. Её шасси послужило основой и для массы разнообразных чисто спортивных вариантов вроде купе TZ2 со
История серийных машин в музее неожиданно обрывается на
Но не будем о грустном. В тех же
Трудно перечислить все довоенные успехи компании Alfa Romeo в автоспорте. Тогда на трассах
Разработка Джоакино Коломбо начинала свою жизнь как модель 158 и была оснащена полуторалитровым восьмицилиндровым мотором с приводным нагнетателем. Запас конструкции оказался столь высок, что двигатель к концу карьеры был форсирован более чем вдвое — с 200 до 425 л.с. Несмотря на солидный возраст машины, ей и её модернизированному варианту — 159 — практически не было равных в первых двух сезонах
Другой авантюрой итальянской компании стала серия спортпрототипов серии 33, принимавших участие в различных мировых первенствах в период с 1967 по 1977 год. Несмотря на единый индекс, автомобиль постоянно изменялся. Вначале он оснащался двигателем V8, ближе к концу жизни — оппозитным
После удачного старта в
Вот, собственно, и всё. За все современные автомобили Alfa Romeo в музее отдувается
Сегодня итальянской марке гордиться особо нечем. Двигатели собственной конструкции вытесняются фиато-джиэмовским ширпотребом. Флагман компании 8C Competizione — суть Maserati. Головной миланский завод закрыт, а сама Alfa вот уже почти четверть века принадлежит концерну FIAT. Не оттого ли в музее почти нет машин, выпущенных за последние два десятилетия? Всё, что собрано тут, объединено подлинным духом марки. Он почти выветрился из серийной продукции, но фирменный музей стал его надёжным пристанищем.