Идеология школы Audi quattro — показать грань. Имеется в виду некая критическая черта: перед ней человек и автомобиль ещё есть, а за нею поминай как звали. Куатровцы подводят школьников к этой границе и многое им позволяют: заглянуть за неё одним глазком, просунуть в щель голову, посидеть на краешке бездны и поболтать ногами, крикнуть в преисподнюю «ау» или плюнуть. Благо возможностей обозначить водораздел у Audi максимум — полигон шикарен и модельный ряд школы ему под стать. Блестит-переливается на солнце гранёная многогранная грань.
Стан. Подмосковному лагерю Audi очень идёт это определение. Там и сям виднеются шатры, развеваются на ветру флаги, топорщатся фортификационные сооружения. Холмистый ландшафт прямо-таки идеален для батальных сцен. Из-за деревьев выходит воображаемый отряд лучников, на грунтовых дорожках поднимает пыль выдуманная кавалерия, посреди лагеря у искусственного пруда загорают крепкие москвичи. Уж какая-какая грань, а черта бедности проходит вдалеке от этих мест.
Компания Audi облюбовала парк путинского периода с богатым названием «Яхрома». Оранжево-активный по настрою, он спортивно-развлекателен, горнолыжен, люкс и VIP. Сюда, почти за 50 километров от МКАД, по Дмитровскому шоссе приезжают с расчётом пропасть для остального мира как минимум на целый день. Целенаправленные посетители куатро-кэмпа не исключение: базовый курс в школе Audi рассчитан на шесть часов, продвинутый — на восемь.
Летний лагерь Audi возник в январе 2009 года, и, по официальным данным, за всё время в нём побывали порядка 8000 человек. Получается по полтора десятка посетителей в сутки, и при такой норме пять пущенных клиентами под откос школьных автомобилей — не очень много, зато девушкам-сотрудницам есть что рассказать, округлив глаза. Те машины слетели с вертлявой крутой дорожки, которая официально трассой больше не является: теперь учеников по горбатому серпантину возит микроавтобус. Стан-кэмп от этого вряд ли обеднел.
Школа quattro располагает внедорожным аттракционом Off-road park, кольцом Ice Track (ледяным зимой, гравийным летом) и, главное, совершенно новым полигоном с имитацией сложных дорожных условий. Почти идеально ровная чёрная гладь площадью более трёх гектаров скрывает под асфальтом фонтанирующие системы, которые поливают зоны для скольжений и аквапланирования, а кроме того создают водные преграды. Вода, кругом вода... Ну а какой без неё водораздел.
Новый полигон и есть главный школьный класс, который, как говорят куатровцы, «делается выстраданно». Да-да, он ещё не совсем достроен — в работе участок активной управляемости. А когда пустят все очереди полигона, в нём наберётся уже за 40 тысяч «квадратов». Самым-самым навороченным тренинг-центр Audi едва ли будет, но и дополнительных пальцев для подсчёта автополигонов такого уровня в московском регионе на руке выращивать не придётся. Дмитровский, ФСО, «Яхрома»...
В нынешнем сезоне в распоряжении учеников Audi A5 Sportback, A8 и Q7. Прыжку за руль традиционно предшествует теория. На неё, впрочем, отведено всего лишь полчаса, и лекция не столько обучает, сколько информирует: системе quattro в этом году исполнилось ровно 30 лет, одноимённая школа с
Образовательная часть презентации — это краткое описание преимуществ правильной посадки перед неправильной, превосходства верной техники руления над ошибочной, притча о важности понимания загрузки по осям при разгоне, торможении и выполнении манёвров. При виде фотографии полулежащего в кресле парня с рулём в вытянутых руках часть аудитории криво усмехается — продвинутый курс рассчитан на опытных водителей.
Невнятную схему движения по очередному упражнению совсем мало кто понял. Голос из рации становится всё острее и громче, просверливая голову от виска до виска. Поток нотаций не смолкает ни на секунду — он лишь автоматически меняет адресата и обрушивается с одного экипажа на другой. Шеф-инструктор школы quattro Евгений Васин взял повышенный тон и не скрывает раздражения. Когда в твою квартиру не пойми кто впёрся в обуви и принялся прыгать на кровати, — тут хочешь не хочешь, а выйдешь из себя. Однако здесь другое. Просто-напросто Евгений Васин таким образом показывает грань. Его резкий командный метод, говорят, даёт хорошие результаты и делает из людей гвозди. Командир спецназа не скажет бойцам «поторапливайтесь», и в профессиональном спорте тренера тоже особо не церемонятся с подопечными, верно? Так и здесь... в Audi.
Грань гранью, но школа quattro, как ни крути, должна ещё и демонстрировать превосходство технологий. Делается это отважно — путём отключения тех самых превосходных технологий в лице системы стабилизации. Тычешь в ESP Off — и она не действует на протяжении всего курса. Включать её обратно никто не требует и не просит, лишь ненавязчиво предлагают, чисто для сравнения. Ну кто-то, наверное, может быть, её, видимо, включает.
Первый комплекс упражнений идёт с активной гиперссылкой на теорию. До конусов короткий разгон, в воротах максимальное нажатие на тормоз, манёвр (поворот на небольшой угол), газ! — и далее в той же последовательности. Всё ради техники руления и правильного замедления. Получить комплимент от инструктора оказалось просто — надо было резким ударом выбивать педаль из днища в асфальт. Как ни странно, незаявленное в условиях задания экстренное торможение пришлось очень кстати. Что же до возникшего с непривычки летающего цирка рук на баранке «а-восьмой», так этого никто не заметил — по рации не видно.
Раздосадованную ошибками рацию всё-таки удалось сделать потише. Одну змейку сменила другая, более просторная, быстрая. Эта была посвящена прохождению поворотов: входу, вершине, выходу. Техники то и дело выковыривали из-под машин истерзанный оранжевый пластик, чтобы тот не приваривался к выпускной системе. Однако, несмотря на стон шин, оконечный предел почему-то не чувствовался. Всё-таки сколько ни старайся представить за сбитыми тобой конусами пропасть Гранд-Каньона, не просматривается в змейках искомая грань.
Но вот роковая черта проведена, за ней из-под земли вырастает двухметровая стена воды, с виду — настоящий водораздел. Вероятность появления перед автомобилем водяного — фифти-фифти. Если взовьются струи, фонтан следует объехать слева или справа и вернуться на свою полосу. Если нет — надо проезжать прямо по решётке с соплами. Угадывать намерения автоматической системы бессмысленно, грамотно выполнить упражнение непросто, снятое «мыльницей» с пассажирского сиденья видео страшно смотреть.
Разгон, скрежет тормозов, удар, визг, крен, залитое лобовое стекло, какие-то... судорожные дворники... Из самой машины это выглядело не так трагически. Кстати, не исключено, что по-настоящему увидеть грань можно именно на выживших записях подобных самописцев. Фиксирующие устройства от лица всех, в том числе не успевших это сделать испытателей пределов дозволенного с готовностью подтвердят: то, что за гранью, — это отвратительно.
Шеф-инструктор Евгений Васин уходит в тень, обучающиеся переходят в руки его коллег, в радиоэфире становится миролюбивее. Молочного цвета «пятёрка» Sportback на скорости около 40 км/ч уже битых полчаса поворачивает направо и не собирается останавливаться. От юмористического сериала «Крутое пике» про авиалайнер, который на протяжении 325 серий падает в океан, бесконечный поворот «а-пятой» отличается тем, что нам не смешно. С чего веселиться, если водитель неудобно вжат в левый борт и напряжённо крутит машиной в инертном заносе, тогда как Sportback скользит боком по специальному полимеру, смоченному водой, как звукоснимающая головка с иглой по грампластинке.
Орошаемых кругов на полигоне Audi два. Оба нужны для того, чтобы почувствовать разницу в поведении машины с включённой и выключенной системой стабилизации. В круге первом, покрытом полимером, нужно правильно подобрать скорость, чтобы удержаться внутри размеченной конусами границы. Послушная машина на скользком пластике легко выставляется боком и бежит, как секундная стрелка по циферблату. Главное, обойтись без резких действий. Засуетился, дал газу — потерял машину. Чик, щёлк, сбивается иголка с бороздок заезженной пластинки. Музыка обрывается на сухом асфальте скрежетом АБС.
Во втором круге нет искусственного льда, зато есть так называемая ванна для аквапланирования. Однако этот аттракцион получился каким-то недопонятым. Как вести себя при аквапланировании, мне никто не объяснил, а чтобы просто его почувствовать и испугаться, не нужно ехать в Яхрому: в колеях на МКАДе оно в миллион раз страшнее. В принципе, как и на предыдущих испытаниях, ты балансируешь на всё той же одной-единственной грани — скользкое покрытие её только заостряет. И способ перейти черту всё тот же — скорость. Хотя очевидно, что на льду и меньшая её доза может стать смертельной.
Водитель, который в безопасных условиях полигона испытал означенные ему пределы, как считают в руководстве школы Audi quattro, в дальнейшей жизни будет действовать правильнее. Познав грань, он не станет искушать судьбу и играть в смертельно опасные игры, не захочет вернуться к настоящему страху, смешанному с почтением к высшим всемогущим силам, не отдастся всепожирающему азарту, чтобы снова наслаждаться ощущением странного превосходства, особенного возбуждения, когда захватывает дух, когда перехватывает дыхание, когда рвутся раскалённые цепи, раскрываются пасти пропастей, когда трясёт и стынет в жилах, когда оглядывается вслед ветер, вытягиваются струнами огни, когда горит космос, слепит ночь. Водитель будет вести себя хорошо. Базовый курс стоит 9900 рублей, продвинутый оценён в 16 900.