В Шереметьево собрались два десятка журналистов, и почти ни одного знакомого лица. У ребят, которые обычно отрабатывают обязательную программу, нашлись дела поважнее. Неудивительно, ведь про «третий» Ford Focus давно известно всё. Что до новизны кузова универсал, то покупатели получили такой автомобиль на пару месяцев раньше СМИ. В общем, собравшаяся на запоздалую премьеру пресса, кажется, была больше взволнована тестированием не «вагона», а экстравагантной для таких мероприятий страны — Сербии.
Вояж стартует в Белграде. На двоих с Ильёй Хлебушкиным из «Авторевю» у нас оказался автомобиль с двухлитровым дизельным мотором (140 л.с.) и шестиступенчатым «роботом» PowerShift. В числе опции присутствовал компакт-диск с задорными национальными дудками и рассказами о Сербии. Наш путь длиной более 160 км лежал в городок, который построил для души сербский кинорежиссёр Эмир Кустурица, известный хулиган.
У Сербии с «третьим» Фокусом есть фундаментальная общая черта. Россиянину, впервые оказавшемуся в этой стране или в фордовском универсале, кажется, что он бывал здесь раньше. Причём не раз. Очень многое знакомо на подсознательном уровне: язык, уклад жизни, среда, организация водительского места, местонахождение органов управления. Окружающее настолько привычно, что чувствуешь себя вернувшимся не куда-нибудь, а домой.
«Право, право!» — указывают нам дорогу аборигены. Мы в очередной раз сворачиваем направо и совершаем типичную ошибку русских в Сербии. «Право» на тутошнем языке означает «прямо». Направо звучит как «десно», а вот влево так и есть — «лево». Наконец-то мы синхронизируемся с роудбуком, и Хлебушкин, вздохнув с явным облегчением, интересуется: «Тебе фильмы Кустурицы нравятся?» Ну... как сказать... Вот Focus Wagon мне, похоже, нравится. Илья довольно кивает: а то!
Нет, ну до чего же Focus правильный автомобиль! Он отзывается даже не на повороты, а на прикосновения к рулю. Подвеска позволяет гнать, не обращая внимания на качество дороги. В Сербии оно преимущественно неплохое, но в горах попадается разбитое в хлам полотно. Так вот, на Фокусе можно валить под сотню и не притормаживать. При этом в салоне не настолько тихо, чтобы разговаривать с пассажиром шёпотом (из-за мотора, ветра, шин), но лёгкий шум не мешает говорить с самой машиной.
Да, с этим автомобилем можно договориться, ведь имеется голосовое управление на русском языке. Командуй магнитолой и навигацией, набирай телефонный номер. Но это, конечно, баловство. А если чему и хочется в Фокусе сказать пару ласковых, так это дуэту «робота» с дизелем. Чтобы разогнаться после замедления у светофора, нужно продавить педаль газа аж на три четверти — до этого ничего не происходит. На такие упрёки Focus ответить не может и, словно извиняясь, после 60 км/ч реагирует на педаль чутко и разгоняется бодро.
Мы обменяли автомобиль и получили 150-сильный бензиновый мотор 2.0 GDI, тоже укомплектованный трансмиссией PowerShift, чуть другой. Ситуация в этой комбинации, как выяснилось, обратная: Фокус уверенно разгоняется с низов, но скисает на верхах.
Нарекания, что в третьем поколении универсал стал теснее, звучат в основном из-за «заваленных» стоек. Фордовцы говорят, производитель пошёл на это сознательно, во имя аэродинамики. Дескать, фронтальное обтекание на высоких скоростях имеет огромное значение, это вопрос шума, устойчивости, сопротивления.
Что ж, длинноногому на переднем пассажирском месте особо не разгуляться, да и сзади простора почти впритык. Хотя вряд ли положение исправили бы те 16 миллиметров, на которые сузился «третий» Wagon в сравнении со «вторым».
Мы скатываемся по серпантину, и Хлебушкин силится заставить Wagon ехать боком. Тот не хочет, упирается. Полностью отключить систему стабилизации невозможно, через меню сдаётся только трекшн-контроль. Когда же Focus наконец начинает скользить, радости этот факт не приносит. Оказывается, нашу машину, подобно подшипникам, везут смытые на трассу дождём камушки. Их коварный план впечатать автомобиль в гору, к счастью, удаётся сорвать.
Ограничения скорости в Сербии немного жёстче, чем у нас. В населённом пункте максимум — 50 км/ч, вне пункта — 80, на магистрали — 100–120 км/ч. Аборигенам, которые в какой-то момент обнаглели и заслужили к себе беспощадное отношение дорожной полиции, нарушения скоростного режима грозят чуть ли не тюрьмой. Но нас предупредили, что русских, братский народ, за простительные подвиги полиция наказывать вряд ли станет. Пожурят и отпустят.
Поверив в благодушие гаишников, на платном автобане Илья разгоняет Wagon до 185 км/ч, и удивительное дело — по шуму в салоне и вообще по ездовому комфорту отличий в сравнении со 100–120 км/ч фактически нет. Выходит, не зря заваливали стойки, скрадывая простор! Однако на выезде с автобана полициейский всё же предлагает нам остановиться, но потом, по-видимому, распознав московские номера, машет рукой — езжайте с богом.
В целом Сербия поразила разве что разрухой в Белграде. Отойдя на сотню шагов от очень прилично выглядящего центра столицы с пешеходными зонами и прочим, ты попадаешь на улицы с ужасно обветшалыми фасадами и полуразрушенными домами (см. внизу вкладку «Белград»). Экскурсовод пояснил: на ремонт нет денег. Развалины поразили, но не шокировали.
Не стало сюрпризом и то, что самый адекватный Focus Wagon — на пятиступенчатой «механике». Когда сам переключаешь передачи, универсал не вызывает совсем никаких вопросов. Причём звук мотора в салон вообще не заглядывает, и становится ещё тише, хотя, казалось бы, куда уж ещё.
Правда, коллеги, которым довелось поездить на «вагоне» с мотором 1.6, жаловались, что первых двух передач для резвого разгона может не хватать. Фордовцы напрямую это не подтверждают, но отмечают, что покупатели чаще, чем ожидалось, заказывают двухлитровый движок, дорогие комплектации и опции. При том что цены на универсалы с двигателями 2.0 начинаются от 757 тысяч.
Сегмент C в России — треть рынка. Ford Focus — лидер в классе среди иномарок, почти в два раза обгоняет Астру. За год с начала продаж продано почти 60 000 «третьих» Фокусов, в портфеле 10 000 заказов. Понятно, что доля универсала невелика: в 2011 году на «второй» Wagon пришлось 10% фордовских продаж. Для сравнения, «сарай» c’eed отхватил 37% от всех реализованных автомобилей KIA, а доля универсалов среди Опелей и Шкод составила лишь 5%.
Однако фордовцы утверждают, что сейчас рынок меняется, стереотипы ломаются (Focus-хэтч по продажам опередил седан). Народ вроде бы оценил «универсальность универсала» и демонстрирует спрос на Фокусы-вагоны с долей в продажах 15%. В перспективе будет 20%, а то и больше. Глядишь, однажды и Европу догоним, где ниша универсалов в среднем 25%. Италия и Испания — лидеры, там 30% с лишним.
Ford Focus Wagon, сменяясь в трёх вариантах комплектаций, привёз нас с Хлебушкиным в населённый пункт с четырьмя названиями. Географическое наименование — Мокра Гора. Прочие три имени придуманы для туристов: Дрвенград (Деревянный город), Мечавник (в переводе «метель»), Кюстендорф (тут проводится одноимённый международный фестиваль авторского кино). И это вопиюще несуразное поселение — полная противоположность правильному и практичному Фокусу. Зато именно здесь Эмир Кустурица снимал кинокартину «Жизнь как чудо», которая в 2005 году была отмечена премией «Золотой глобус» как лучший европейский фильм.
Дрвенград
Деревянный городок Кустурицы представляет собой десяток домиков на холме. Началось всё с того, что режиссёру во время съёмок приглянулось живописное местечко. Сперва он построил тут дом для себя, потом для сына Стрибора, затем для гостей, и пошло-поехало. Возведение Дрвенграда было в целом завершено в 2005 году. Теперь Drvengrad — это по большей части туристический комплекс со статусом этнического поселения.
Центральное сооружение Дрвенграда — крошечная церковь Святого Саввы с колокольней. Домики, расположившиеся вокруг неё, Кустурица будто бы выискивал по всей Сербии заброшенными, разбирал, привозил сюда и собирал, так что это не новодел. Дома служат отелем, в них также располагаются ресторан и кафе, здесь есть кинотеатр, спортзал, бассейн, сувенирные лавки.
Жилище самого Кустурицы — самое большое строение в городке, это два или три соединённых между собой дома. Они развёрнуты к лесу передом, а к гостям Дрвенграда задом. Проход в апартаменты режиссёра преграждает красная табличка «Стоп Stop». Эмир тут действительно бывает — прилетает на вертолёте, для которого у дома есть площадка. Причём случается, что Кустурица залетает в пенаты минут на 15.
Особую деревянность граду (Мечавнику, Кюстендорфу) придают не столько строения, сколько «пол»: умощённые деревом мостовые. Этот грубейший паркет сделан из шпал. Железная дорога — трогательная узкоколейка, снявшаяся в кино у Кустурицы, — находится в пешеходной доступности от Дрвенграда.
Дрвенград примечателен своей абсолютно безбашенной топонимикой. Одна стена дома тут запросто считается улицей или площадью, и это не мешает стене дома напротив быть совсем другой улицей или площадью. Своим «проспектам» Кустурица дал имена людей, которых он любит и уважает. В их числе Федерико Феллини и Диего Марадона, Никола Тесла и Брюс Ли, Андрей Тарковский и Никита Михалков.
На территорию городка въезд запрещён (кроме машин, доставляющих продукты и прочее). Все пять старых автомобилей, которые навечно припаркованы в центре Дрвенграда, принадлежат Кустурице. Их состояние, если приглядеться, плачевное.
Белград
Столица Сербии была сплошь оклеена предвыборными агитками — близились выборы властей всех уровней сразу: от муниципальных депутатов до мэров, парламента и президента. Конкурентная борьба за посты в не очень благополучной стране развернулась нешуточная.
Несмотря на пять согласных подряд, понять смысл слова «чврсто» можно. Оно ведь похоже на наше «чёрство», и значение у него сходное — «твёрдо». Что касается ПУПС, так это сербская партия пенсионеров. Надо признать, что новым народным избранникам будет чем заняться. Состояние даже центральной части Белграда схоже с кондицией автомобилей Кустурицы — деградация местами ужасающая.
Увы, Белград так до конца и не оправился после натовских бомбардировок 1999 года. Впрочем, разруха далеко не везде — в историческом центре полно симпатичных мест, вполне соответствующих стандартам современного европейского города.
У сербов к русским традиционно доброе отношение. Дружить мы начали со стародавних времён по церковной линии, и в Белграде российское представительство достаточно широкое. Рядом с отделением «Банка Москвы» возвышается отель «Москва», тут же находится Bistro Moskva, а неподалёку расположился «Русский дом».
В центре Белграда есть шикарнейшая крепость Калемегдан, к которой прилегает зелёный парк со смотровой площадкой. У стен крепости развёрнута потрясающая выставка военной техники.
Вход в Калемегдан бесплатный, и открыта крепость круглосуточно. А вот алкоголь по ночам в белградских магазинах не продают — с 22:00 не купишь даже пива.