Ford focus. Ключевые отличия универсала от других Фокусов — багажник на 1502 л при сложенных сиденьях, идущие «в базе» докатка (вместо полноразмерной запаски на всех прочих версиях) и ESP, а также опциональные рейлинги на крышу.

Приоткрываем Сербию вместе с универсалом Ford Focus

Константин Болотов, . Фото Драйва

Ключевые отличия универсала от других Фокусов — багажник на 1502 л при сложенных сиденьях, идущие «в базе» докатка (вместо полноразмерной запаски на всех прочих версиях) и ESP, а также опциональные рейлинги на крышу.

В Шереметьево собрались два десятка журналистов, и почти ни одного знакомого лица. У ребят, которые обычно отрабатывают обязательную программу, нашлись дела поважнее. Неудивительно, ведь про «третий» Ford Focus давно известно всё. Что до новизны кузова универсал, то покупатели получили такой автомобиль на пару месяцев раньше СМИ. В общем, собравшаяся на запоздалую премьеру пресса, кажется, была больше взволнована тестированием не «вагона», а экстравагантной для таких мероприятий страны — Сербии.

Тест-драйв багажника проводим на крыше 12-уровневого паркинга в центре сербской столицы.

Объём отсека у Фокуса всё же меньше, чем у конкурентов по C-классу. Здесь 490 л, тогда как соперники сильно шагнули за 500 л.

Вояж стартует в Белграде. На двоих с Ильёй Хлебушкиным из «Авторевю» у нас оказался автомобиль с двухлитровым дизельным мотором (140 л.с.) и шестиступенчатым «роботом» PowerShift. В числе опции присутствовал компакт-диск с задорными национальными дудками и рассказами о Сербии. Наш путь длиной более 160 км лежал в городок, который построил для души сербский кинорежиссёр Эмир Кустурица, известный хулиган.

До Форда в Сербии никто масштабных тест-драйвов автомобилей не проводил. Организаторы объясняют, почему решились: мужики, тут такие дороги, что Focus Wagon предстанет во всей красе — как машина для путешествий на дальние расстояния.

Навигационной системы ни в одном из наших Фокусов нет: на тот момент она не доехала до России. И мы движемся по незнакомой стране, ориентируясь с помощью бумажной «дорожной карты». Она называется роудбук, составлена с ошибками, и мы быстро сбиваемся с маршрута, безмятежно пролетев нужный поворот.

У Сербии с «третьим» Фокусом есть фундаментальная общая черта. Россиянину, впервые оказавшемуся в этой стране или в фордовском универсале, кажется, что он бывал здесь раньше. Причём не раз. Очень многое знакомо на подсознательном уровне: язык, уклад жизни, среда, организация водительского места, местонахождение органов управления. Окружающее настолько привычно, что чувствуешь себя вернувшимся не куда-нибудь, а домой.

  • Рекламу Фокуса видишь, как только выходишь из здания аэропорта, который по-сербски обозначается понятным словом «аеродром». Sam Parkira — да, это именно система автоматической помощи при парковке. Та же надпись на билборде может быть запросто набрана кириллицей («сам паркира») — в Сербии они с латиницей сосуществуют на равных.
  • Большую часть кириллических надписей русскоязычный наблюдатель считывает вмиг, «знает за что»: апотека — аптека, пекара — пекарня, книжара — книжный магазин, вулканизер — вулканизация. Но бывают сложные случаи. Поди разберись, с чего вдруг поселение называется Пироман, питьевая вода зовётся Prolom, а хозяин свой дом величает «куча».
  • Вообще говоря, путешественника из России сербский язык смешит беспрестанно. К примеру, народный театр по-ихнему будет «Народно Позориште». Очевидно, родившийся в Интернете «олбанский язык» (этот исковерканный вариант русского) имеет к настоящему албанскому непосредственное отношение. А албанский и сербский имеют немало общего, хотя они не родственные языки и их носители не дружат.

Унылый пейзаж в Сербии соседствует с пасторалью, годной для съёмок рекламы сливочного масла. Кстати, кормят в местном общепите на убой. В заведениях средней руки порцией для одного можно до отвала накормить двух с половиной человек.

«Право, право!» — указывают нам дорогу аборигены. Мы в очередной раз сворачиваем направо и совершаем типичную ошибку русских в Сербии. «Право» на тутошнем языке означает «прямо». Направо звучит как «десно», а вот влево так и есть — «лево». Наконец-то мы синхронизируемся с роудбуком, и Хлебушкин, вздохнув с явным облегчением, интересуется: «Тебе фильмы Кустурицы нравятся?» Ну... как сказать... Вот Focus Wagon мне, похоже, нравится. Илья довольно кивает: а то!

Нет, ну до чего же Focus правильный автомобиль! Он отзывается даже не на повороты, а на прикосновения к рулю. Подвеска позволяет гнать, не обращая внимания на качество дороги. В Сербии оно преимущественно неплохое, но в горах попадается разбитое в хлам полотно. Так вот, на Фокусе можно валить под сотню и не притормаживать. При этом в салоне не настолько тихо, чтобы разговаривать с пассажиром шёпотом (из-за мотора, ветра, шин), но лёгкий шум не мешает говорить с самой машиной.

Да, с этим автомобилем можно договориться, ведь имеется голосовое управление на русском языке. Командуй магнитолой и навигацией, набирай телефонный номер. Но это, конечно, баловство. А если чему и хочется в Фокусе сказать пару ласковых, так это дуэту «робота» с дизелем. Чтобы разогнаться после замедления у светофора, нужно продавить педаль газа аж на три четверти — до этого ничего не происходит. На такие упрёки Focus ответить не может и, словно извиняясь, после 60 км/ч реагирует на педаль чутко и разгоняется бодро.

Мы обменяли автомобиль и получили 150-сильный бензиновый мотор 2.0 GDI, тоже укомплектованный трансмиссией PowerShift, чуть другой. Ситуация в этой комбинации, как выяснилось, обратная: Фокус уверенно разгоняется с низов, но скисает на верхах.

Илья в Сербии во второй раз. Приезжал сюда на премьеру каких-то аккумуляторов. Небогатая, говорит, страна. Да это, в общем-то, заметно сразу. Равнинная часть так же хмура, как наши серые промзоны в Замкадье. Дудки Бреговича и Кустурицы с этой неприглядностью не вяжутся. Заборы, сараи, кусты, поля.

Типичная сербская дорога — полоса туда, полоса обратно, сплошная между ними, почти беспрерывные знаки «Обгон запрещён» и нарисованные на асфальте предупреждения о ближайшей школе. Сами школьники тут же, бредут учиться вдоль обочин. Фраза «Осторожно, дети» на сербском выглядит так, что пришлось остановиться и сфотографировать.

Нарекания, что в третьем поколении универсал стал теснее, звучат в основном из-за «заваленных» стоек. Фордовцы говорят, производитель пошёл на это сознательно, во имя аэродинамики. Дескать, фронтальное обтекание на высоких скоростях имеет огромное значение, это вопрос шума, устойчивости, сопротивления.

Что ж, длинноногому на переднем пассажирском месте особо не разгуляться, да и сзади простора почти впритык. Хотя вряд ли положение исправили бы те 16 миллиметров, на которые сузился «третий» Wagon в сравнении со «вторым».

Сербский автопарк в провинции — секонд-хенд из третьих рук типа фиатовско-жигулиных Застав и Yugo, полуистлевших Нив и совсем уж вымерших выкидышей автопрома. Однако же какой бы автомобиль ты ни встретил на трассе, он в 80% случаев полон людей: сидят вчетвером и впятером.

Немало конных экипажей, много двухколёсных тракторов с огромными прицепами. И, пожалуй, только в столичном Белграде можно наблюдать практически любой хороший автомобиль. Наверное, даже такой, как у нас.

На сербских возвышенностях в отличие от равнин живописно, а местами красиво до невозможности. Где-где, а в горах широка страна Кустурицы родная, хотя и численность населения в ней в два раза меньше, чем в Москве.

Мы скатываемся по серпантину, и Хлебушкин силится заставить Wagon ехать боком. Тот не хочет, упирается. Полностью отключить систему стабилизации невозможно, через меню сдаётся только трекшн-контроль. Когда же Focus наконец начинает скользить, радости этот факт не приносит. Оказывается, нашу машину, подобно подшипникам, везут смытые на трассу дождём камушки. Их коварный план впечатать автомобиль в гору, к счастью, удаётся сорвать.

Времена адаптации Фокуса под дороги той или иной страны прошли. По заявлению производителя, отныне Ford Focus в Европе, США и России — на 85% один и тот же автомобиль.

Ограничения скорости в Сербии немного жёстче, чем у нас. В населённом пункте максимум — 50 км/ч, вне пункта — 80, на магистрали — 100–120 км/ч. Аборигенам, которые в какой-то момент обнаглели и заслужили к себе беспощадное отношение дорожной полиции, нарушения скоростного режима грозят чуть ли не тюрьмой. Но нас предупредили, что русских, братский народ, за простительные подвиги полиция наказывать вряд ли станет. Пожурят и отпустят.

  • О грядущем платном автобане знаки в последний раз предупреждают за 200 метров. При въезде останавливаешься у горящего красным табло, нажимаешь кнопку и получаешь карту. Мчишься. На выезде вставляешь карту, смотришь на выставленную сумму, вкладываешь в терминал купюры. Табло загорается зелёным, появляется надпись «Благо». Это значит спасибо.
  • Здешняя денежная единица — сербский динар. Сотня таких тугриков равна примерно одному евро, или 40 рублям. Курс плавает от обменника к обменнику, которые узнаваемо зовутся Menjačnica. При желании путешествие по стране обойдётся в довольно скромную сумму, хотя смотря с чем сравнивать.
  • Проезд 12 км по платной дороге стоил нам 160 динаров (50 рублей). Не сказать, что платная магистраль по качеству отличается от обычной сербской автострады.

Поверив в благодушие гаишников, на платном автобане Илья разгоняет Wagon до 185 км/ч, и удивительное дело — по шуму в салоне и вообще по ездовому комфорту отличий в сравнении со 100–120 км/ч фактически нет. Выходит, не зря заваливали стойки, скрадывая простор! Однако на выезде с автобана полициейский всё же предлагает нам остановиться, но потом, по-видимому, распознав московские номера, машет рукой — езжайте с богом.

В целом Сербия поразила разве что разрухой в Белграде. Отойдя на сотню шагов от очень прилично выглядящего центра столицы с пешеходными зонами и прочим, ты попадаешь на улицы с ужасно обветшалыми фасадами и полуразрушенными домами (см. внизу вкладку «Белград»). Экскурсовод пояснил: на ремонт нет денег. Развалины поразили, но не шокировали.

Не стало сюрпризом и то, что самый адекватный Focus Wagon — на пятиступенчатой «механике». Когда сам переключаешь передачи, универсал не вызывает совсем никаких вопросов. Причём звук мотора в салон вообще не заглядывает, и становится ещё тише, хотя, казалось бы, куда уж ещё.

Непросто поверить, что в первый год продаж в России (в 1999-м) у нас было раскуплено всего-то 47 Фокусов. Между тем недавно у модели в РФ случилось аж два полумиллионных автомобиля. В мае 2011 года Ford отпраздновал 500-тысячный проданный в нашей стране Focus (это был хэтч), а в январе 2012-го чествовал знаковый экземпляр № 500 000, сошедший с конвейера во Всеволожске. Им как раз оказался красный универсал. Вероятнее всего, на нём мы тоже ездили по Сербии.

Правда, коллеги, которым довелось поездить на «вагоне» с мотором 1.6, жаловались, что первых двух передач для резвого разгона может не хватать. Фордовцы напрямую это не подтверждают, но отмечают, что покупатели чаще, чем ожидалось, заказывают двухлитровый движок, дорогие комплектации и опции. При том что цены на универсалы с двигателями 2.0 начинаются от 757 тысяч.

Сегмент C в России — треть рынка. Ford Focus — лидер в классе среди иномарок, почти в два раза обгоняет Астру. За год с начала продаж продано почти 60 000 «третьих» Фокусов, в портфеле 10 000 заказов. Понятно, что доля универсала невелика: в 2011 году на «второй» Wagon пришлось 10% фордовских продаж. Для сравнения, «сарай» c’eed отхватил 37% от всех реализованных автомобилей KIA, а доля универсалов среди Опелей и Шкод составила лишь 5%.

Однако фордовцы утверждают, что сейчас рынок меняется, стереотипы ломаются (Focus-хэтч по продажам опередил седан). Народ вроде бы оценил «универсальность универсала» и демонстрирует спрос на Фокусы-вагоны с долей в продажах 15%. В перспективе будет 20%, а то и больше. Глядишь, однажды и Европу догоним, где ниша универсалов в среднем 25%. Италия и Испания — лидеры, там 30% с лишним.

  • Кругляши кнопок на руле слева и справа абсолютно одинаковые. Не сразу запоминаешь, какой из них чем управляет.
  • Четыре полосочки внизу на магнитоле Sony поначалу кажутся элементом декора, а на поверку оказываются кнопками. Попробуйте догадаться, что они переключают.
  • Серебристые рейлинги на крышу, которые помимо основной функции дополнительно украшают автомобиль, стоят 5000 рублей.
  • Focus Wagon оснащён системой BLIS, которая предупреждает водителя об автомобилях в мёртвых зонах, — сигналами служат огоньки в боковых зеркалах. Однако тревога от BLIS нередко бывает ложной: система принимает за машину, например, забор на обочине.

Ford Focus Wagon, сменяясь в трёх вариантах комплектаций, привёз нас с Хлебушкиным в населённый пункт с четырьмя названиями. Географическое наименование — Мокра Гора. Прочие три имени придуманы для туристов: Дрвенград (Деревянный город), Мечавник (в переводе «метель»), Кюстендорф (тут проводится одноимённый международный фестиваль авторского кино). И это вопиюще несуразное поселение — полная противоположность правильному и практичному Фокусу. Зато именно здесь Эмир Кустурица снимал кинокартину «Жизнь как чудо», которая в 2005 году была отмечена премией «Золотой глобус» как лучший европейский фильм.

Дрвенград

Деревянный городок Кустурицы представляет собой десяток домиков на холме. Началось всё с того, что режиссёру во время съёмок приглянулось живописное местечко. Сперва он построил тут дом для себя, потом для сына Стрибора, затем для гостей, и пошло-поехало. Возведение Дрвенграда было в целом завершено в 2005 году. Теперь Drvengrad — это по большей части туристический комплекс со статусом этнического поселения.

Центральное сооружение Дрвенграда — крошечная церковь Святого Саввы с колокольней. Домики, расположившиеся вокруг неё, Кустурица будто бы выискивал по всей Сербии заброшенными, разбирал, привозил сюда и собирал, так что это не новодел. Дома служат отелем, в них также располагаются ресторан и кафе, здесь есть кинотеатр, спортзал, бассейн, сувенирные лавки.

Жилище самого Кустурицы — самое большое строение в городке, это два или три соединённых между собой дома. Они развёрнуты к лесу передом, а к гостям Дрвенграда задом. Проход в апартаменты режиссёра преграждает красная табличка «Стоп Stop». Эмир тут действительно бывает — прилетает на вертолёте, для которого у дома есть площадка. Причём случается, что Кустурица залетает в пенаты минут на 15.

Особую деревянность граду (Мечавнику, Кюстендорфу) придают не столько строения, сколько «пол»: умощённые деревом мостовые. Этот грубейший паркет сделан из шпал. Железная дорога — трогательная узкоколейка, снявшаяся в кино у Кустурицы, — находится в пешеходной доступности от Дрвенграда.

Дрвенград примечателен своей абсолютно безбашенной топонимикой. Одна стена дома тут запросто считается улицей или площадью, и это не мешает стене дома напротив быть совсем другой улицей или площадью. Своим «проспектам» Кустурица дал имена людей, которых он любит и уважает. В их числе Федерико Феллини и Диего Марадона, Никола Тесла и Брюс Ли, Андрей Тарковский и Никита Михалков.

На территорию городка въезд запрещён (кроме машин, доставляющих продукты и прочее). Все пять старых автомобилей, которые навечно припаркованы в центре Дрвенграда, принадлежат Кустурице. Их состояние, если приглядеться, плачевное.

В граде Эмира чувствуешь себя частью картины, написанной художником-примитивистом. Исполнение преимущественно грубое, топорное: нечто среднее между поделкой и подделкой. Много эпатажа, немало выпендрёжа, издёвок, и в этом потоке тонут последние островки искренности. Не слишком-то здесь уютно. Осмотреться и всё понять можно за час. Потом делать тут по большому счёту нечего.

Белград

Столица Сербии была сплошь оклеена предвыборными агитками — близились выборы властей всех уровней сразу: от муниципальных депутатов до мэров, парламента и президента. Конкурентная борьба за посты в не очень благополучной стране развернулась нешуточная.

Несмотря на пять согласных подряд, понять смысл слова «чврсто» можно. Оно ведь похоже на наше «чёрство», и значение у него сходное — «твёрдо». Что касается ПУПС, так это сербская партия пенсионеров. Надо признать, что новым народным избранникам будет чем заняться. Состояние даже центральной части Белграда схоже с кондицией автомобилей Кустурицы — деградация местами ужасающая.

Увы, Белград так до конца и не оправился после натовских бомбардировок 1999 года. Впрочем, разруха далеко не везде — в историческом центре полно симпатичных мест, вполне соответствующих стандартам современного европейского города.

У сербов к русским традиционно доброе отношение. Дружить мы начали со стародавних времён по церковной линии, и в Белграде российское представительство достаточно широкое. Рядом с отделением «Банка Москвы» возвышается отель «Москва», тут же находится Bistro Moskva, а неподалёку расположился «Русский дом».

В центре Белграда есть шикарнейшая крепость Калемегдан, к которой прилегает зелёный парк со смотровой площадкой. У стен крепости развёрнута потрясающая выставка военной техники.

Вход в Калемегдан бесплатный, и открыта крепость круглосуточно. А вот алкоголь по ночам в белградских магазинах не продают — с 22:00 не купишь даже пива.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...