О счастье? Да, видимо, это история о нём. Потому что иначе такое не назвать. Когда тебя приглашают на тест-драйв всего модельного ряда марки Subaru, ты заинтригован и рад. Когда зовут не куда-нибудь, а в Прибалтику, с идеей за четыре дня проехать через три страны — Эстонию, Латвию и Литву, — испытываешь восторг. Узнав же, что тебе предстоит не просто пилить по шоссе и улицам, а гонять по легендарным кольцевым трассам времён СССР, ты невольно поднимаешь глаза к небу с вопросом: чем заслужил, за что награда? И чувствуешь, что там, наверху, кто-то коварно улыбается.
Начало, как обычно в авантюрах, гроз не предвещало. Утром прилетели в Таллин, погрузились в автобус и отправились в Старый город. Там нас ждал милый электрический паровозик с экскурсией. Голубые вагоны бежали-качались на брусчатке, гид громоздил массивы информации, невыспавшиеся мы тряслись, смотрели в окна, слушали. Обзор из вагончиков ограничен — стена слева, стена справа, сверху крыша. В общем, если окажетесь в Таллине, по возможности избегайте голубых паровозиков.
Чтобы оценить олдтаун, в нём нужно хоть полдня прожить пешеходом. Правда, тесные улицы наводнены толпами туристов и, что очень странно, внаглую заставлены припаркованными машинами. (Об экскурсии есть небольшой видеоролик, но смотреть его необязательно.) Из-за дефицита времени не дав себя понять ни на йоту, старый Таллин нас буквально потряс, как коктейль в шейкере. В смешанных чувствах мы сели в автобус и двинулись в Olümpiakeskus (Олимпийский порт) на долгожданную встречу с автомобилями.
Район Таллина, где находится Olümpiakeskus, называется Пирита. Тут, в долине, протекает одноимённая река, а с 1933 по 2006 год здесь работала кольцевая трасса Пирита-Козе-Клоостриметса, самая долгоиграющая в истории СССР. Трасса считалась преимущественно мотоциклетной, но и автомобильных соревнований тут проходило порядочно. К примеру, в 1970-х на кольце Пирита состоялось несколько этапов чемпионата Советского Союза по автогонкам.
Пережив два варианта конфигурации, трек Пирита после гибели двух мотогонщиков в 2000–2001 годах был закрыт на реконструкцию для повышения безопасности, но долину реки сделали заповедником, и модернизация трассы стала невозможной. Сейчас её спецучастки — это дороги общего пользования с жёстким скоростным ограничением 50 км/ч. Штраф налагается, как нам сказали, даже если ты превысил лимит на один километр. Так что копилка парадоксов, запущенная Московской Олимпиадой в Таллине, сразу пополнилась: на гоночный трек наш белый седан Subaru Impreza выполз по-пластунски. Ровный асфальт, кругом лес, интересные повороты и голос Михал Сергеича Горбачёва в навигаторе (так над нами подшутили организаторы).
Спецучасток шестикилометровой Пириты быстро закончился. Теперь наш путь лежал в посёлок Виртсу, к паромной переправе. На корабле мы должны были пересечь 20-километровый пролив между островом Муху и материковой Эстонией, оказаться в деревне Куйвасту, провести фотосессию на дамбе, а затем добраться до города Курессааре, заночевать там.
С виду небольшое судно вмещает в себя неимоверное количество машин, в том числе фур, имеет на борту кафе, бар, магазин, детскую игровую комнату. Причём пассажиры могут гулять по кораблю где хотят, и стоимость проезда, в общем-то, копеечная — 2,6 евро, примерно 100 рублей с носа. За автомобиль берут 7,4 евро. Время в пути — 35 минут. Ну а следующий видеоролик за четыре минуты даёт представление обо всём, что произошло с нами с момента выезда из Олимпийского порта в Таллине до приезда на дамбу.
Городочек Курессааре, в который мы прибыли под вечер, — центр и столица самого большого острова Эстонии под названием Сааремаа. Население — 13,5 тысячи человек, 1,5% из них русские. Очевидно, что место очень тихое — обычно тут ничего не происходит. Тихо, зелено, Рижский залив. Но в день нашего приезда весь город собрался на концерт, который проходил на территории главной достопримечательности Курессааре — в так называемом епископском замке, представляющем собой полуразрушенную средневековую крепость. Когда концерт закончился и люди разошлись, мы смогли загнать Импрезу прямо на крепостной вал, чтобы пофотографировать её там.
Утром следующего дня нам напомнили, что Сааремаа — это ещё и «самый быстрый остров» Балтийского моря. С 1974 года здесь устраивают наиболее массовые гонки в Прибалтике. На ралли Сааремаа, которое проходит в октябре, от участников и зрителей, съезжающихся со всего мира, просто нет отбоя. Кстати, в прошлом году на Saaremaa Ralli победил российский экипаж на Лансере Evo, состоящий из двух Алексеев: Лукьянюка и Арнаутова. В 2012 году протяжённость трассы насчитывала порядка 500 км. Участникам нашей экспедиции предстояло проехать лишь несколько спецучастков, преимущественно гравийных. И что за автомобиль нам выдадут для этого?
Ожидал, что универсал Outback будет подобен трёхлитровой банке берёзового сока. Большой, тяжёлый до неподъёмности, содержимого много, да безвкусное оно. А вот нет. Outback всё время хотелось назвать кроссовером, а иной раз и внедорожником. Думал, такому «сараю» захочется имплантировать двигатель побольше, — тоже нет, мотора 2.5 всегда хватало. Аутбек заражает свойственной ему ленцой и, если можно так выразиться, танковостью. Кончился асфальт или нет, практически не замечаешь. Комфортно и тихо как на дорогах, так и вне их. Универсал он, потому что универсален, а по большому счёту — кроссовер. Понравился автомобиль, но не буду на нём останавливаться: только что модификация Subaru Outback 2.5 пережила небольшой рестайлинг, и обновлённые Ауты появятся на дорогах в декабре. Тогда же Алексей Смирнов испытает модернизированную модель и всё расскажет.
Трасса Сааремаа показалась слишком ровной для раллийной: ни тебе ощутимых перепадов высот, ни трамплинов для прыжков. Догнав коллег, двигавшихся на седане WRX STI, мы использовали наш Outback в качестве фотокара, а на гравийном спецучастке остановились, чтобы провести съёмку скольжений в повороте, ну чтобы и самим поподнимать пыльные шлейфы на соответствующей машине. Что из этого вышло («эс-ти-айку» пришлось вытягивать из канавы Форестером), покажет видеоролик.
Третий день нашего тура начался с поездки в Ригу на новом двухлитровом Форике. Экскурсия по великолепнейшему городу была, к счастью, пешеходной. Побывали на улице, где снимались фильмы про Штирлица и Шерлока Холмса, постояли на Ратушной площади, поглазели на Дом с кошками… Старая Рига потрясающе красива. (Для тех, кто не был, есть необязательное к просмотру видео.) Из латвийской столицы, преодолев около 70 км, мы прибыли в город Бауска, где посетили филиал Рижского мотор-музея. Экспозиция не особо впечатлила, но посмотреть есть на что.
Здесь же, в Бауске, находится Sporta Komplekss Mūsa, который был одной из главных целей нашего путешествия. Спорткомплекс Муса, недавно отметивший 35-летие, раскинулся у одноимённой реки на площади 34 га. Здешний трек, который получил лестные оценки экспертов FIA, имеет шесть конфигураций: от пригодной для детских соревнований до по-настоящему высокой степени сложности.
На трассе Муса в мае этого года стартовал чемпионат Европы по автокроссу и регулярно проводятся соревнования меньшего (прибалтийского) масштаба. Сотрудники Subaru посчитали, что на таком треке лучше других раскроют свой потенциал модели WRX, Forester и XV. И все три Субы чувствовали себя на песчаном кольце в своей тарелке.
Каждому разрешили проехать два круга, первый, как обычно, ознакомительный. При максимальной длине кольца 5200 м Муса «сбывает» все мечты гонщика: душевный прямик, широченный ходовой поворот, перепад высот таков, что можно взлетать с отрывом всех колёс… Необыкновенный кросс, короче говоря!
Распрощавшись с превосходной Мусой, мы через полтора часа расстались и с замечательной Латвией. В Литве от самой границы дороги резко поплохели, по раздолбанному асфальту экспедиция прибыла в город Шауляй. Он на контрасте с латвийскими поселениями выглядел бледно и бедно. Впрочем, на поверку всё оказалось неплохо: главная улица — Вильнюсская — представляет собой милую пешеходную зону, о которой Москве пока остаётся лишь мечтать. С утра пораньше мы выдвинулись в местечко Качергине, что в окрестностях Каунаса. Здесь находится знаменитая на весь мир кольцевая трасса Nemuno žiedas — Неманское кольцо.
Сперва «ти-эс» павлиньим хвостом распушает перед тобой букет шильдиков STI и tS, по-цыгански сверкает золочёными дисками, и ты устало вздыхаешь: боже мой… Но вот оказываешься за рулём, перед глазами качается на капоте синяя «ноздря», под которой лупасит «оппозитник» 2.5 (263 л.с., 347 Н•м), а твой Forester tS валит по размозжённому асфальту с какой-то неистовой скоростью. Турбированный Форик очень быстрый, ветреный, слегка расхлябанный в управляемости, шумливый и нарочито несовременный, как его пятиступенчатый «автомат». Он неэкономичный, неэкологичный и не слишком безопасный. Зато Forester tS воплощает честный аналоговый драйв. В общем, удивительно, что такой автомобиль до сих пор новеньким продаётся в автосалонах.
Купе BRZ и седан WRX STI слились для меня на Неманском кольце в нечто единое. Синее. Пусть у одной два литра, 200 л.с., 205 Н•м, задний привод и «механика», а у другой 2.5, 300 сил, 350 «ньютонов», полный привод и «автомат» — мне с ними на этой трассе было одинаково трудно. Я накрутил себя и перед самым стартом вдруг перегорел. Крохотный робкий гонщик, который иногда просыпается где-то в глубине души, на этот раз забился в складки и испуганно затих. Боялся, что не справится прежде всего с собой, что поедет не по способностям и натворит бед. По Неманскому кольцу ведомые мной синие автомобили проехали буднично, как по Ленинскому проспекту. Назовём это словом «безопасно».
Потом, уже дома, я узнал, что репутация литовской трассы серьёзно подмочена частыми авариями. Видимо, на интуитивном уровне сработала подушка безопасности, на которой мой маленький внутренний гонщик и уснул. Для меня и «горячих» Subaru Неманское кольцо обручальным не стало. Подожду другого случая. Между тем коллегу на купе BRZ развернуло на 180 градусов. Хорошо, что сзади никто не ехал, — пришлось бы ребятам оттормаживаться в пол. Этот случай и полный круг по Неманскому кольцу смотрите на видео.
По дороге в Вильнюс зашёл разговор на тему, от которой россиянину после посещения Прибалтики не сбежать. Беседовали о том, что не так давно всё это было наше, общее. Нашей была и самая богатая из трёх Эстония: строгая страна, в которой дети — белокурые кудрявые ангелы и мало кто говорит по-русски. И шикарная Латвия, где наш язык понимает, кажется, каждый второй. Где вместе с квартирой можно купить вид на жительство. И скромная, работящая Литва, в которой сейчас и вправду Европа, а у нас почему-то нет. Что если уезжать из России, то, наверное, в Латвию, где, как говорят, уже приобрели жильё Ярмольник, Ефремов, Лагутенко, Николаев, Светлаков, Долина, Хазанов, Табаков…
Может, и впрямь, собраться и купить квартиру где-нибудь в Юрмале? Всё рядом — и море, и Рига, и аэропорт с прямым рейсом в Москву, и другие страны Европы. В конце концов, в Прибалтике имеет смысл владеть автомобилем — здесь на нём ездишь, а не стоишь! Переселить семью, а то и переехать вместе с ней… Экспедиция Subaru Sport Heritage Tour по Прибалтике, наполненная счастливыми и не очень моментами, логично завершилась разговорами о высшей удовлетворённости жизнью. Стало быть, эта история была именно о нём — о счастье. Мы ехали за ним, увидели, представили, испытали его, будем снова стремиться к нему.