Минувшей ночью компания Tesla Motors показала в действии автоматическую горячую замену батареи на своём электрокаре Model S. Такая замена была заложена в конструкцию изначально, но до сих пор не использовалась. И вот перед журналистами и сотнями клиентов глава и основатель компании Элон Маск продемонстрировал работу опытной станции по быстрой замене, способной перекинуть аккумулятор машины всего за полторы минуты.
Внедрение сервиса по замене батарей компания намерена начать уже в конце нынешнего года, сперва — в Калифорнии. Позднее сеть таких станций появится в полосе между Бостоном и Вашингтоном. Маск сказал, что обмен севшей батареи на заряженную на станции горячей замены обойдётся водителю приблизительно во столько же, сколько сейчас стоит 15 галлонов (57 л) бензина. В Лос-Анджелесе такой бак горючего стоит более $60. Горячая замена обойдётся в $60–80 (напомним, старшая версия «эски» проходит на одной зарядке 483 км).
У владельца машины появляется несколько возможностей. Если вскоре он проезжает через ту же станцию замены обратно, он может вернуть себе заполненную старую батарею, ту самую, которую оставил ранее. Это будет стоить всё те же $60. Если возвращение не планируется, водитель отправляется дальше с «чужой» батареей. При этом компания учтёт разницу в возрасте оставленной и взятой батареи. Если водитель получит более «молодой» аккумулятор, ему пришлют счёт, вычисленный исходя из прошедшего срока службы конкретного аккумулятора и гарантии на него (а это 8 лет). Вероятно, в случае получения более старой батареи и этот момент будет учтён при расчёте стоимости замены. Однако первоначальный хозяин каждого аккумулятора будет зафиксирован, и в любой момент владелец Теслы сможет получить назад свою «личную» батарею, за отдельную плату.
Заметим, фирма Tesla не первая, которая построила систему горячей замены аккумуляторов. Первенство тут принадлежит американской компании Better Place. Она построила несколько пилотных станций автоматической замены батарей в Израиле, Дании, Нидерландах, Китае и Японии. В Стране восходящего солнца такая замена испытывалась совместно с электромобилями Nissan Dualis, в других странах — с Renault Fluence Z.E. (у обеих машин конструкция предусматривает горячую замену тягового аккумулятора снизу). Увы, в нынешнем году компания начала процедуру банкротства. Причина неудачи — высокие капитальные затраты на развёртывание станций и малое проникновение электрокаров на рынок (так, около тысячи Флюенсов действует сейчас в Израиле и 400 в Дании).
Возможно, Better Place просто опередила время. А возможно, принцип горячей замены — лишь временный выход, ведь новые батареи смогут заряжаться ещё быстрее. Так считает и Маск. Он полагает, что в следующем поколении электрокаров потребность в горячей замене практически не возникнет. Да и сейчас свои станции замены компания строит непременно в сочетании со столбиками экспресс-зарядки. А они могут наполнить аккумулятор Теслы S процентов на 80 за 30 минут или на 50% за 20 минут. Причём бесплатно. Элон говорит, что это предоставляет их клиентам выбор — бесплатно или быстро.
Каждая станция горячей замены от Теслы стоит $500 000. На каждой фирма разместит запас из 50 батарей, так что ситуация «я подъехал, а аккумуляторов нет» — исключена. По мере того как парк электрокаров будет расти, запас также будет увеличен, что предусмотрено конструкцией станции.