Непосредственно в зале Детройтского автошоу компания Local Motors из Массачусетса напечатала автомобиль Strati («Слои»). Точнее, на глазах зрителей напечатан был монокок. А точно такую же готовую машину фирма привезла на шоу сразу же, чтобы не возиться на салоне со сборкой. Как утверждают авторы, это первая в мире функциональная модель, выращенная по технологии 3D-печати. Однако они забывают об эксперименте пятилетней давности под названием Urbee, проведённом компанией Kor Ecologic. Впрочем, у Local Motors планы посерьёзнее: не эксперимент, а выпуск на продажу.
Напомним, что основная бизнес-идея у Local Motors — даже не трёхмерная печать автомобилей, а максимальная децентрализация производства. Это якобы позволит приблизить выпуск легковушек к заказчику и тем самым сократить затраты на логистику, а также минимизировать промышленные отходы. Вместо одного гигантского завода новаторам видится цепь мастерских со штатом в сто человек, набором 3D-принтеров и станков с ЧПУ, а также простыми стапелями для сборки. С больших предприятий сюда должны доставляться лишь узлы и детали, которые нельзя изготовить в таких условиях: моторы, трансмиссии, элементы шасси, шины наконец.
Собственно, по такому рецепту построен и странный на вид Strati. Подвеска, аккумулятор, электромотор заимствованы у крохотного электрокара Renault Twizy, которого в США нет, так что для местной публики Strati — это экзотика вдвойне. В нынешнем году Local Motors намерена открыть два микрозавода по выпуску машин: в Ноксвилле (штат Теннесси) и в Нэшнл-Харбор (недалеко от Вашингтона). Причём в первом случае в работе предприятия примет участие знаменитая Национальная лаборатория Оук-Ридж, контракт с которой по сотрудничеству в области развития 3D-печати Local Motors подписала ещё в прошлом году. Однако микрозавод в округе Колумбия должен поспеть первым: по плану серийный выпуск и продажа машин начнутся в третьем-четвёртом квартале нынешнего года.