В честь 25-летия двигателей TDI компания Audi построила шоу-кар RS5 TDI. В нём бензиновая «восьмёрка» 4.2 уступила место далеко не серийному агрегату V6 3.0 TDI. За основу был взят мотор c парой разновеликих последовательно расположенных турбокомпрессоров, который можно встретить на кроссовере SQ5 TDI и семействе A6. Но здесь инженеры добавили к ним третий компрессор, раскручиваемый электродвигателем. Этот узел вступает в работу с самого начала разгона и устраняет турболаг (задержку в работе наддува при раскрутке двигателя с низов).
Перед нами дальнейшая эволюция идеи electric biturbo: очень похожую дизельную трёхлитровую «шестёрку», только с двумя компрессорами (один обычный, а второй — электрический), мы тестировали в 2012 году в «оболочке» седана А6. Такая система действительно подавляет турболаг (точнее, просто обходит его). И всё же разница между работой мотора только с одной классической улиткой и с подключённым электрокомпрессором (в опытном образце его можно было блокировать) совершенно не впечатлила. Но в новом агрегате — уже три «крыльчатки». Причём каждая отвечает за определённый диапазон оборотов двигателя, в котором действует наиболее эффективно. Так что тут, по видимому, эффект от добавления электрики должен быть внушительнее.
Двухдверка RS5 TDI оборудована восьмиступенчатым «автоматом» и, конечно, полным приводом. С нуля до 100 км/ч концепт ускоряется менее чем за четыре секунды, а максималка превышает 280 км/ч. И неудивительно, ведь в опытном турбодизеле скрыто 385 «лошадей» и 750 «ньютонов» (вместо 313 л.с. и 650 Н•м у серийного 3.0 TDI). Ну и для сравнения, обычное купе RS5 с бензиновым агрегатом V8 (450 л.с., 430 Н•м) и семискоростным «роботом» набирает первую сотню за 4,6 с, а максималка традиционно ограничена 250 км/ч.
Заметим, дизели с тремя турбокомпрессорами уже существуют. Такая рядная «шестёрка», к примеру, стоит на «зажигалке» BMW M 550d xDrive. Только там все три узла — обычные. Над сочетанием классического и электрического наддува различные автопроизводители тоже работают. И не первый год. Кроме того, сторонние компании предлагают электрические турбинки в качестве китов.
Мы полагаем, в ближайшее время такая техника начнёт распространяться и на серийных машинах. И пусть RS5 TDI — просто концепт, вполне вероятно, что мы сможем увидеть агрегат с электрическим наддувом на кроссовере Q7 второго поколения и следующей «а-шестой». Только основан такой мотор будет, по-видимому, уже на новом турбодизеле 3.0 TDI, представленном в начале мая. Он станет основной рабочей лошадкой компании Audi, ему и развиваться дальше.