В Мюнхене на улице Детмольдштрассе вчера, 16 июля, была введена в строй первая в мире общественная водородная станция, совмещающая две технологии заправки, одна из которых является принципиально новой. Первая — довольно распространённый промышленный стандарт CGH2 (сompressed gaseous hydrogen), газообразный водород под давлением 700 атмосфер (бар). Вторая — CCH2 (cryo-compressed hydrogen), технология, запатентованная группой BMW. Это метод хранения водорода при криогенных температурах, но всё же в газообразном виде, а не жидком, и при давлении 350 атмосфер.
При технологии CCH2 баллоны вмещают на 50% больший запас энергии, чем под давлением 700 бар и при обычной температуре. Такой метод может легко обеспечить пробег водородной легковушки свыше 500 км на одной заправке. Правда, немцы указывают, что массовое применение стандарт CCH2 найдёт не скоро. Но BMW намерена исследовать этот метод заправки и хранения в реальных, а не лабораторных условиях (первые машины, приспособленные под него, баварцы уже построили). А ещё эта заправочная станция завершила создание так называемого южного кластера (Штутгарт, Мюнхен, Инсбрук и Больцано) в рамках крупного европейского проекта HyFIVE по развитию водородной инфраструктуры. Теперь на таких машинах можно без проблем проехать из южной Германии в северную Италию.
Бонус
До сих пор в автомобилях, работающих на водороде (как на топливных элементах, так и оснащённых ДВС, потребляющих водород), использовалось несколько вариантов хранения H2. Это баллоны с газообразным водородом, сжатым под давлением 350 атмосфер (примеры — Honda FCX Clarity, Mazda RX-8 Hydrogen RE) или 700 атмосфер (как в Hyundai ix35/Tucson Fuel Cell).
Судя по последним серийным машинам (Toyota Mirai) и концептам (Audi A7 Sportback h-tron quattro, Honda FCV), комбинация «топливные элементы и баллоны на 700 бар» окажется самым распространённым вариантом водородной технологии на ближайшие годы.
Жидкий водород позволяет запасать на 75% больше энергии в расчёте на литр объёма, чем газообразный при давлении 700 бар. Однако у технологии есть недостаток. Никакая теплоизоляция не могла остановить пусть медленный, но всё же нагрев бака. Водород начинал потихоньку испаряться. При давлении в баке в шесть атмосфер в водородной «семёрке» BMW открывался предохранительный клапан. Из-за этого в машине, поставленной на стоянку, весь запас водорода исчезал за 12 дней простоя. Скорее всего, этот способ хранения водорода на борту легковушек развития не получит.