Двоякодвижимый седан BYD Qin, пару лет назад появившийся как концепт, добрался до конвейера. Модель официально запущена на домашнем рынке с начальной ценой 23 725 евро. Одновременно машина попала на рынок Коста-Рики, откуда китайцы намерены начать экспансию седана Qin в страны Центральной и Южной Америки. Заодно производитель объявил, что в начале 2015 года гибрид попадёт на европейский рынок. Там он, скорее всего, получит иное имя.
Под капотом Qin расположились бензиновый турбомотор BYD 476ZQA объёмом 1,5 л, оборудованный непосредственным впрыском (154 л.с., 240 Н•м), а ещё электродвигатель на 110 кВт (150 л.с.) с крутящим моментом 250 Н•м. Суммарная отдача гибридной установки равна 295 л.с. и 479 Н•м. Она позволяет машине со снаряжённой массой 1720 кг набирать первую сотню с места за 5,9 с. Максималка равна 185 км/ч. Литиево-железофосфатной батареи ёмкостью 13 кВт•ч хватает на преодоление 70 км в чисто электрическом режиме. Номинальный средний расход топлива новинки равен 1,6 л/100 км.
К слову, в Европе Qin столкнётся с гибридом Opel Ampera (цена от 38 300 евро в Германии), способным в чисто электрическом режиме проходить 40–80 км. Сотню с места Ампера набирает не так быстро, как китайский седан, всего за 10 секунд, зато её номинальный расход топлива (с учётом части пути на электротяге) равен 1,2 л/100 км. Для сравнения, подключаемый к розетке вариант хэтчбека Toyota Prius, который по динамике сопоставим с Амперой, стоит в Германии от 36 550 евро. Такой автомобиль может пройти на одной электротяге 23–26 км, а его паспортный расход в европейском цикле равен 2,1 л/100 км.
Китайцы сообщают, что по сравнению с предшественником F3DM у Qin гибридная установка получилась на 7% эффективнее. Не менее важно, что новинка куда динамичнее, крупнее и комфортнее старой модели. Она просторнее внутри и лучше оборудована. Сто гибридов BYD Qin из первой партии, выставленных на продажу онлайн, были раскуплены всего за две секунды (китайцы говорят, якобы это мировой рекорд подобных продаж). За эту сотню машин боролись одновременно 4155 человек. Удивительно, учитывая, что в Китае покупка автомобиля крайне осложняется дефицитом регистрационных номеров. Они разыгрываются в своеобразной лотерее, где на один знак претендуют примерно по сотне желающих.
Практика ограничения продажи номеров введена в связи с загазованностью крупных городов. Она же вынуждает государство подстёгивать автопроизводителей к выпуску гибридов и электрокаров. (Тот же Qin — не первый опыт BYD в области двоякодвижимых и чисто электрических автомобилей.) И дальше ситуация будет только усугубляться. Минувшей осенью было решено сократить квоту на продажу номерных знаков в Пекине на 40%, до 150 тысяч в год. И в этой квоте по новому закону будет расти доля «зелёных» машин (подразумеваются электрокары, гибриды, а также автомобили на природном газе). Из 150 тысяч номерных знаков им отведут от 20 тысяч (в нынешнем году) до 60 тысяч (в 2016-м).
Учитывая скромный успех предшественника, можно предсказать, что даже с внушительными паспортными данными седану Qin будет сложно завоевать сердца европейцев. И в Китае успех вовсе не гарантирован, несмотря на стартовый ажиотаж. А про появление этой машины в России говорить тем более рано. Выход её здесь был бы немалым риском. Если уж самый продаваемый в мире гибрид Prius в 2013 году в России нашёл всего 52 покупателя. Для начала компании BYD в нынешнем году предстоит просто повторно вернуться к нам со своими обычными импортируемыми моделями. Ведь если в начале 2000-х автомобили марки BYD ещё ввозились к нам из Китая, то в 2013 году россияне купили только 106 экземпляров устаревшего уже седана F3 таганрогской сборки.