Отделение Special Vehicle Operations по выпуску «экстраординарных моделей» компания Jaguar Land Rover учредила ещё в июне, а месяцем спустя выкупила крупнейшую в мире частную коллекцию британских автомобилей. На Парижском автосалоне мы расспросили Джона Эдвардса, главу SVO, — что, к чему и почему. Зачем, например, Ягуару понадобилась эта коллекция и что они собираются с ней делать?
Формально тут всё просто: исторические Ягуары, среди которых редчайшие модели SS, XK120, XKSS, C, D и E-Type, будут использоваться в маркетинговых мероприятиях, чем активно поддержат бренд, а с ним и бизнес — особенно на растущих рынках вроде Китая, где с наследием английской марки покупатели знакомы мало. Но история самой коллекции непростая. В ней — 543 экспоната, причём Ягуаров лишь 130, в остальном — вариации Mini, моделей Austin, Triumph, Bentley, есть педальные машинки и даже военные самолёты.
Хозяин сокровищницы — 53-летний Джеймс Халл. Он начинал с частной стоматологической практики в 1987-м и вырастил её в крупную сеть клиник. За последние четыре года Халл провел три поединка с раком и, как пишет британская пресса, это и подтолкнуло его к продаже коллекции, которую он собирал с 1979-го. Желая сохранить машины на родине, Халл продавал весь набор только целиком и изначально просил за него 100 млн фунтов. Компания Jaguar Land Rover не раз арендовала машины Халла, например, для ретроралли Mille Miglia, и потому они договорились как старые знакомые. Деталей, понятно, не раскрывают.
Но как под одной крышей SVO будут уживаться два таких разных направления — «заряженные» модели вроде ринг-рекордсмена Range Rover Sport SVR и коллекционная классика? Направлений, поправляет Эдвардс, на самом деле не два, а четыре: есть ещё персонализация серийных автомобилей и продажа брендированных товаров. Причём «классика» включает в себя восстановление, обслуживание и даже хранение заслуженных машин клиентов. А все вместе они, говорит, отлично дополняют друг друга.
Яркий пример тому — Project 7. Эта спецверсия современного родстера F-Type создана по мотивам модели D-Type, которая ныне отмечает своё 60-летие, а названа в честь семи побед Ягуара в Ле-Мане. Или — Lightweight E-type: полвека назад фирма обещала построить 18 ультралёгких родстеров на основе легендарного «и-тайпа» 1963-го, но создала только дюжину. А теперь достроит шесть недостающих экземпляров с зарезервированными ещё в 1960-х, но не использованными номерами шасси. Их воспроизведут с помощью новейшего оборудования (в частности, трёхмерно сканируют детали), но — строго по оригинальной спецификации. Эдвардс говорит, что первые машины доставят клиентам в январе будущего года по цене более миллиона фунтов: «И со временем она будет только расти!».
Что до восстановления, то не всем SVO будет заниматься самостоятельно — кое в чём помогут сторонние фирмы, а по запчастям ягуаровское подразделение сконцентрируется на наиболее критичных и востребованных деталях-агрегатах — тех, что можно выпускать не сотнями, а тысячами. Слепо копировать опыт коллег из подразделений BMW Classic или Porsche Classic в Ягуаре не намерены: мол, в чём-то они хороши, а в чём-то не очень. Всего же в направлении SVO будут задействованы полтысячи человек, 200 из которых — инженеры. В свой собственный техцентр, что в Западном Мидленде, недалеко от штаб-квартиры JLR, команда Джона Эдвардса въедет уже третьего ноября.