Целая эпоха конвейерного выпуска знаменитых роторных движков Мазды прервалась 22 июня 2012 года, когда японцы изготовили последний двигатель Renesis для купе Mazda RX-8 прощальной версии. За 45 лет, минувших со дня запуска первой серийной Мазды с ванкелем под капотом, компания произвела почти 2 млн таких легковушек. Никто в автоиндустрии не выпускал двигатели Ванкеля в подобных объёмах и с таким разнообразием «обёрток». Но теперь, увы, роторные движки на массовых моделях компании мы не увидим. Если их возвращение и случится, то не ранее чем через несколько лет.
«Производство RX-8 закончится, но роторный двигатель будет жить как важная часть духа Мазды», — заявил Такаси Яманути, президент компании. Сохранить эту частичку будет непросто. В подъёме фирмы пока все надежды возложены на программу Skyactiv, в которой первую скрипку играют улучшенные поршневые ДВС. Первая модель, вобравшая весь этот набор технологий, кроссовер CX-5, расходится на ура. По информации японцев, она легко превысит первоначальный план годовых продаж в 160 000 штук (прогноз составляет порядка 200 тысяч). Ещё в нынешнем году появится второй полностью «небесный» автомобиль — новое поколение Mazda6. И более того, в 2013 году Мазда намерена вернуться в Ле-Ман со скайактивным дизелем! А к весне 2016 года в линейке Мазды будет восемь моделей, полностью построенных по принципам Skyactiv. Они должны обеспечить 80% продаж марки.
Работа над ванкелями не будет остановлена, однако, похоже, на ближайшее время единственная для них возможность снова оказаться под капотом машин — экспериментальные модели. Например, в следующем году компания Mazda намерена представить электромобиль с расширенным запасом хода. В нём водородный ротор будет крутить генератор для подзарядки батареи. Но ведь не этого ждали фанаты ванкелей. Где можно будет услышать неповторимое жужжание ротора, который при нажатии на педаль газа резко бросает стрелку тахометра за отметку в восемь тысяч оборотов в минуту?
Одним из покупателей последних экземпляров RX-8 стал пожилой господин, который недавно вышел на пенсию и решился, наконец, приобрести машину с двигателем своей мечты. Будущее роторов Мазды остаётся туманным. Гипотетического наследника RX-8, если он вообще появится, придётся ждать неопределённо долго. Тем большую ценность приобретают уже построенные машины с ванкелями из Хиросимы. 38-летний токиец Киётаки Наои, обладатель купе RX-7 1989 года, подвёл итог: «Такой автомобиль является частью вас. Я, наверное, буду держать его до тех пор, пока он не сломается столь сильно, что я не смогу ездить на нём».