Nissan поставит электронный руль на серийные машины Infiniti

Леонид Попов, . Фото и иллюстрации: Nissan

В фирме утверждают, что устранение прямой связи колёс и руля обеспечивает «вождение по намерению» и «вождение с душевным спокойствием». В это трудно поверить. Но эффект, мол, достигается именно такой: автомобиль едет точно туда, куда хочет водитель. И человеку не нужно напрягаться и плотно удерживать руль, какие бы выбоины ни попадались на полотне. Электроника сама скорректирует траекторию легковушки, парируя вредные возмущения.

Устранить механическую связь между рулевым колесом и управляемыми колёсами автомобиля инженеры из разных компаний задумывали не раз. Отвечать за поворот могут и изолированные электроприводы, а баранке можно отвести роль всего лишь электронного джойстика. До сих пор такая концепция «полёта по проводам» (fly-by-wire), давно применяемая в авиации, в автостроении воплощалась только в виде концептов или исследовательских прототипов. А вот компания Nissan выдала небольшую сенсацию: пришла пора решиться на внедрение данного принципа в серийных машинах.

До сих пор вмешательство электроники в рулевое управление на серийных автомобилях ограничивалось либо лёгким подталкиванием руля при покидании полосы, либо парковкой на черепашьей скорости. Но скоро мы увидим, как компьютер будет брать на себя рулевое управление на 100%, в частности, когда водитель не успевает объехать пешехода, выскочившего из-за стоящего автомобиля.

Японцы называют свою систему steer-by-wire («рулевое управление по проводам»). Тестовые образцы машин с таким механизмом компания представила на днях на своём полигоне. Информация о повороте рулевого колеса здесь передаётся в дублирующие друг друга электронные блоки, которые отдают команду электрическому исполнительному механизму. Инженеры обещают даже более точное и лёгкое управление, без люфтов и каких-либо задержек в реакции, нежели в случае прямого соединения баранки и колёс.

Слева: система steer-by-wire от Ниссана. Справа: основные её компоненты.

Но как быть со столь важной для требовательных водителей обратной связью? Оказывается, в такой системе её тоже можно организовать электронным образом, искусственно меняя усилие на руле при помощи актуатора. Важно, что связь эта поддаётся тонкой настройке и одновременно исключает передачу от колёс на руль каких-либо вибраций и ударов. В Ниссане утверждают, что грамотным выбором программы управления можно добиться ощущения, будто автомобиль — продолжение вашего тела, несмотря на всю виртуальную природу такой связи.

Для опытов с компьютерным рулевым управлением компания использует перекроенный хэтчбек Nissan Leaf, снабжённый к тому же дополнительными «глазами».

О безопасности новации специалисты тоже подумали основательно. Конструкторы не стали полностью удалять из автомобиля классический рулевой вал, идущий к рулевому механизму. Он остался, но только как аварийный вариант. В норме он отсоединён от колёс. Но в случае отказа электроники либо потери электропитания специальное сцепление тут же восстанавливает прямое механическое управление машиной.

Такое решение японские инженеры, впрочем, считают промежуточным. Мол, когда все привыкнут к steer-by-wire, а уверенность в надёжности системы возрастёт, механическую связь можно будет убрать окончательно. «В будущем, если мы освободимся от прямой связи, мы могли бы разместить руль где угодно, хоть на заднем сиденье, или мы можем обеспечить управление автомобилем с помощью джойстика», — заявил Масахару Сато, инженер Nissan, участвующий в работе над системой.

В новой установке три электронных блока управления рулевым механизмом постоянно мониторят состояние друг друга. На эти блоки возложена не только задача выдачи команд электроприводу в зависимости от угла поворота руля. Используя камеру, следящую за разметкой, блоки управления могут сами корректировать положение машины на полосе, меняющееся из-за порывов ветра, волн покрытия, выбоин в асфальте или из-за появления поперечного уклона дороги. И такая коррекция будет произведена быстрее и точнее, нежели это сделал бы сам человек.

Самое интересное: рулевое управление по проводам компания намерена внедрить на автомобилях марки Infiniti примерно в течение одного года. Это будет первый случай в истории автомобилестроения, когда принцип fly-by-wire окажется реализован на серийных моделях и они поступят в продажу. Какие именно модели получат новинку, японцы пока не говорят. Но на тестах присутствовал седан Infiniti G37S с таким электронным рулём.

Устранив прямую связь руля и колёс, легче организовать и следующую ступень автономности — полный выбор траектории движения при помощи компьютера.

Ещё заманчивее выглядит дальнейшее развитие данной концепции. На том же полигоне японцы продемонстрировали в действии систему автономной аварийной рулёжки (Autonomous Emergency Steering System — AESS). Подобно недавно показанному тем же Ниссаном полностью автономному парковщику, AESS может брать управление автомобилем на себя в случае, если необходимо избежать столкновения с другой машиной или пешеходом. С AESS автомобиль видит всю обстановку впереди, оценивает шанс на успешность аварийного торможения и, если запаса расстояния не хватает, ищет рядом с препятствием свободное пространство, выполняя манёвр уклонения.

В серии тестов машина AESS объезжала пешехода очень аккуратно, но при этом весьма быстро. Не факт, что в стрессовой ситуации человек среагировал бы столь же чётко и без промедления.

Автоматический уход от столкновения должен включаться в ситуации, когда нет возможности избежать аварии путём простого автоматического торможения. Электроника изучает обстановку при помощи передней камеры, трёх радаров и пяти лазерных сканеров, расположенных спереди и по бокам. Если возникает угроза столкновения, система просит водителя затормозить, а в следующую секунду уже показывает стрелкой направление ухода от удара (одновременно включается предупреждающий звуковой сигнал). И если водитель не реагирует — автомобиль сам выполняет нужный манёвр.

Японцы говорят, что система AESS может попасть в серию в течение трёх-пяти лет. «Мы думаем об основах. Какой инструмент сделает автомобиль более приспособленным для людей. Контролируя руки, ноги, глаза и мозг, автомобили развиваются в сторону роботов», — утверждает инженер Тетсуя Иидзима, подразумевая, конечно же, отслеживание ошибок водителя и вмешательство электроники в случае опасности. Заметим, полностью автономные автомобили как эксперимент на дорогах и городских улицах мы уже наблюдали. Но согласитесь, куда любопытнее будет увидеть хотя бы отдельные элементы такой автономности в серийных образцах. Судя по опытам японцев, ждать осталось не так уж долго.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...