Американская компания Tesla Motors, выпускающая электрическую пятидверку Model S, приняла необычный способ обеспечения своих клиентов зарядкой в пути. Вместо упования на государство или сторонние компании, автопроизводитель сам разворачивает сеть станций экспресс-зарядки. Что важно: владельцы легковушек Tesla могут заправляться на них бесплатно. Самая крупная такая сеть действует, понятно, в США. И вот 26 января 2014 года произошло знаковое событие: 62-летний Джон Гленни и его дочь Джилл завершили на «эске» первое в своём роде путешествие из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, в ходе которого заряжались только на фирменных станциях Теслы Supercharger, а значит, не потратили на электричество ни цента.
Компания Tesla продала в четвёртом квартале 2013 года 6900 экземпляров «эски», в результате чего она стала самым популярным подключаемым к сети автомобилем в США. Возможность ездить за пределами города бесплатно является одним из пунктов, привлекающих внимание к модели. По тому же принципу Tesla действует и в Европе. В минувшем году она начала там развёртывание сети своих зарядных станций (старт был положен в Норвегии), а на днях компания объявила об открытии пунктов экспресс-зарядки в Австрии, Швейцарии, Германии и Нидерландах. Теперь число станций зарядки Supercharger в Старом Свете достигло 14.
Пока все европейские зарядные станции Теслы расположены в небольших населённых пунктах. Например, в Германии это Вильнсдорф, Бад-Раппенау, Айхштеттен и Йеттинген. Но выбраны все эти точки так, чтобы владельцы электрокаров Tesla S могли путешествовать на них между Кёльном, Франкфуртом, Штутгартом, Мюнхеном, Амстердамом, Цюрихом, Инсбруком, Брюсселем и Женевой. К концу марта 2014 года половина населения Германии будет жить в пределах 320 км от такой станции зарядки, утверждает американская компания, а к концу нынешнего года сеть Теслы должна закрывать большую часть Западной Европы.
Стоит вспомнить, что различные станции зарядки электрокаров в целом очень распространены в Европе и США. Единственная альтернатива передвижения на автомобиле с нулевым выхлопом — машины на топливных элементах и, соответственно, станции заправки водородом. Но их распространённость пока существенно отстаёт от электрических заправок. Кстати, недавно компания Hyundai пошла фактически по пути Теслы, предложив калифорнийским владельцам водородных кроссоверов Tucson FC неограниченную бесплатную заправку водородом.
Крупные проекты по развитию водородных заправок запущены также в Японии, Италии и Скандинавии, но пока суммарное число действующих станций в этих странах исчисляется десятками. А это на порядки уступает количеству открытых электрических зарядных станций. Последних, к слову, в мире более 50 тысяч, причём свыше трёх тысяч — это станции экспресс-зарядки различного типа.
В России инфраструктура зарядных станций пока развита слабо. Но есть обширные планы по расширению сети. Кроме того, компания Экомоторс, продающая в России различные виды электротранспорта, предлагает сейчас владельцам торговых центров и кафе бесплатно установить у себя зарядные станции («медленные», на 16А). По условиям сделки владельцы таких точек обязуются бесплатно отпускать электроэнергию водителям электрокаров, мол, затраты на электричество будут по 250 рублей в день, а рекламный эффект огромный. Кстати, в прайс-листе Экомоторс числится и Tesla Model S за 3,9 миллиона рублей (столько просят за базовую версию с аккумулятором в 60 кВт•ч). Машину предлагается заказывать через Экомоторс со склада в США.