Японский автогигант обнародовал больше подробностей об устройстве концепта Yaris Hybrid-R, тизер которого появился несколько дней назад. Переднюю ось этого шоу-кара приводит турбомотор 1.6 мощностью 300 л.с. (и с крутящим моментом в 420 Н•м), подготовленный в отделении Toyota Motorsport GmbH. Заднюю ось автомобиля вращает пара 60-сильных электромоторов (каждый — своё колесо), взятых от серийного хэтча Yaris Hybrid. И ещё один 60-сильный электродвигатель инженеры встроили между ДВС и шестиступенчатой секвентальной коробкой передач, но он тут выступает в роли генератора.
Последний агрегат, как и моторы на задней оси, собирает энергию во время торможения и направляет её в суперконденсаторы (заимствованные у лемановского болида TS030 Hybrid). Они хранят не так уж много электричества в абсолютном выражении, но зато обладают очень высокой мощностью на единицу массы. В трековом режиме эти суперконденсаторы опустошаются всего за пять секунд. И в течение этих секунд они как раз способны обеспечить полную отдачу (120 л.с.) двигателей на задней оси. В дорожном режиме задние электромоторы развивают в сумме не выше 40 л.с., причём если ток идёт только от суперконденсаторов, их хватает на 10 секунд.
Промежуточный генератор также играет роль электротрансмиссии, гибко перераспределяющей тягу между осями. Когда передние колёса начинают проскальзывать, избыток мощности ДВС снимается генератором и отдаётся задним электромоторам (в таком режиме они уже способны работать долго). Они же, помимо прочего, обеспечивают автомобилю систему контроля вектора тяги, заменяющую электронноуправляемый активный дифференциал. Такую систему японцы именуют e-4WD.
И ещё одна занятная особенность концепта: он оснащён системой управления двигателем CAN-Gateway ECU. Во время заезда по треку она записывает на USB-флешку данные навигации GPS, продольные ускорения, углы поворота руля, переключение передач, обороты двигателя, скорость автомобиля, и даже температуру охлаждающей жидкости. Затем эти записи могут быть переданы на игровую консоль, чтобы воспроизвести все условия реальных кругов на виртуальном аналоге той же трассы (система совместима с игрой GranTurismo 6, которая выйдет до конца года). Ранее эта система была создана для купе GT86, но на супер-Ярисе разработчики пошли дальше. Они обучили CAN-Gateway ECU работать в обратном направлении. Данные от виртуальных кругов могут быть переданы от игры в автомобиль, и его блок управления сможет оптимизировать прохождение реальной трассы, исходя из подсказок от виртуального автомобиля.
В рамках мотор-шоу во Франкфурте нам удалось пообщаться с директором департамента разработок силовых установок Toyota Europe Геральдом Килманном и выяснить кое-какие подробности о новинке. Главное — это, конечно же, официальное подтверждение того, что концепт Yaris Hybrid-R не планируется запускать в серию. Построен он был исключительно для демонстрации последних достижений в разработке гибридных силовых установок. Но связь между спортпрототипами и серийными автомобилями, конечно же, есть, поэтому часть компонентов, представленных на этом шоу-каре, найдёт своё применение в дорожных машинах марки Toyota.
Новый турбомотор 1.6 GRE (Global Racing Engine) полностью соответствует регламенту двигателей, которые устанавливаются на автомобили, выступающие в сериях WRC и WTCC, поэтому его будущее выглядит вполне понятным. Что же касается возможности появления серийного «заряженного» Яриса в Европе в целом, то этот вопрос пока не решён. Точнее, планов таких нет, но если тойотовцы почувствуют потребность жителей стран Старого Света в такой машине, то никаких препятствий для старта продаж её нет.