В ближайшие пару-тройку лет Toyota внедрит на своих моделях новое поколение комплексов автоматизированного вождения и помощи водителю. Об этом представители компании рассказали в США на техническом семинаре, предшествовавшем международному конгрессу по интеллектуальным транспортным системам. Японцы показали в действии и опытные прототипы таких устройств. Все они выросли из предыдущих исследований фирмы: полностью автономной легковушки, кооперативно-адаптивного «круиза», устройства контроля за траекторией (Lane Trace Control, LTC) и ряда других.
Первая из новинок — ассистент движения по трассе (Automated Highway Driving Assist, AHDA). Он состоит из трёх подсистем: динамического радарного «круиза» (работает на частоте 77 ГГц и определяет положение других машин на дороге), уже упомянутой LTC (она комбинирует данные радара и камеры, следящей за разметкой и обстановкой впереди), а также предсказывающего интерактивного интерфейса «человек-машина» (HMI). О последнем следует рассказать подробнее.
Электроника HMI учитывает данные камеры и радара в сочетании с картой местности и сигналами GPS, чтобы выявить возможные участки впереди, где автономное вождение будет малоэффективно или вовсе не сможет работать. Причём принимается во внимание обстановка на занимаемой полосе, а также потенциальные помехи со стороны соседних машин. В таких случаях электроника заблаговременно будет предупреждать водителя о необходимости взять управление на себя. Сигнал звучит и когда автомобиль «чувствует», что начинает терять разметку (стёртая краска). В новый HMI входит и эволюционировавшее устройство Driver Monitoring System: инфракрасная камера позволяет анализировать направление взгляда водителя (точно как в опытах Volvo), а датчик в руле отслеживает положение рук. Если человек длительное время не держит баранку или не смотрит на дорогу — электроника выдаёт предупреждающий сигнал.
Сочетание всех этих подсистем представляет собой японский аналог «суперкруиза» от Кадиллака, который американцы намерены внедрить в серию в течение ближайших двух лет. Но на этом Toyota не остановится. В списке кандидатов на серийное будущее ещё пара технологий. Это лидар (лазерный радар) высокого разрешения, способный одновременно заменить миллиметровый радар и стереокамеру. Причём в разработке Тойоты использован высокочувствительный сенсор света на основе однофотонного лавинного диода (SPAD), он эффективен и днём и ночью. Вторая новация, ждущая воплощения в серии, — трёхмерный проекционный дисплей 3D HUD, выводящий виртуальные сообщения в разных точках над дорогой и обеспечивающий 3D-картинку без каких-либо очков.
Сейго Кудзумаки, шеф Тойоты по технологиям безопасности сказал: «В представлении Тойоты смертей на дорогах можно избежать благодаря системам автоматизированного транспорта. Мы полны решимости вывести их в свет как можно быстрее и сделать доступными для широкого круга водителей». Кудзумаки почти один в один повторяет неоднократные заявления руководителей компании Volvo, открывшей недавно целый полигон, посвящённый электронным системам безопасности. Шведы говорят, что к 2020 году ни один человек не должен погибать в новых машинах марки. О нулевой смертности на дорогах, в том числе за счёт принципов автономного вождения, сообщали и боссы Ниссана, планирующие к 2020 году поставить на конвейер легковушку с продвинутым автопилотом.