Федеральная сетевая компания объявила о создании общероссийской программы внедрения инфраструктуры для электротранспорта в России. ОАО ФСК ЕЭС примет участие в развитии рынка электромобилей и распространении зарядных комплексов, в чём компании поможет опыт пилотного проекта МОЭСК–EV. Последний будет разворачиваться и дальше: в течение следующих шести лет на территории Москвы и области возникнет сеть из 2260 зарядных станций, в их числе — 310 комплексов быстрой зарядки.
На этом планы энергетиков не заканчиваются. Зарядные станции должны пойти в регионы. Причём речь идёт не только о пропаганде электротранспорта среди частников и постройке соответствующей инфраструктуры. Важный элемент программы — внедрение электромобилей на общественном транспорте и в такси.
Так, в столице и Московской области, Казани, Новосибирске и Ставропольском крае намечено постепенно выводить на линии отечественные электробусы, первые образцы которых были созданы в 2011 году. Энергетики, со своей стороны, обеспечат такие машины сетью точек быстрой зарядки. Электробусы во многих отношениях интереснее троллейбусов, привязанных к проводам.
Что касается такси, то, по-видимому, первой ласточкой станет тестирование в таком качестве сотни электрических универсалов EL LADA в Кисловодске. Неизвестно пока, какие ещё машины смогут опробовать таксисты. Вряд ли единственный пока официально продающийся в нашей стране электрокар Mitsubishi i-MiEV годится на эту роль. Зато известно, что Кисловодском опыт не ограничится.
Минтранс заинтересовался тематикой электромобилей и намерен подключиться к развитию этого направления в России. В частности, министерство планирует запустить пробный проект с электромобилями-такси в Казани и Калининграде. А ещё в Подмосковье в виде эксперимента на дороги выпустят 30 электрокаров.
Параллельно с возведением зарядных станций энергетики намерены развивать в стране концепцию Smart Grid, предусматривающую объединение зарядных точек информационной сетью и привлечение электромобилей для сглаживания нагрузок в электрической сети. Подразумевается ночная зарядка машин во время спадов потребления, а в перспективе — внедрение буферных накопителей энергии, помогающих перераспределять нагрузки во времени.
В роли таких накопителей отчасти могут выступать и сами электрокары, если их оборудовать технологией Vehicle-to-grid. Такой опыт за рубежом уже имеется. Все вместе эти меры позволят подстегнуть интерес россиян к электрическим повозкам. Для начала хотя бы в роли прокатных автомобилей.
Увы, для наступления всеобщего электромобильного благоденствия необходимо преодолеть ряд трудностей. И не все из них носят технический характер — вроде подготовки электросетей к повышению спроса на энергию. Есть организационные помехи.
Например, властям следует снять ограничение на реализацию электроэнергии для заправки электромобилей, упростить порядок технического присоединения к энергосетям объектов зарядной инфраструктуры, законодательными пряниками подстегнуть развитие электрозаправок и внедрение электрокаров. В частности, нужно снизить налоги и пошлины на импорт таких машин, а заодно узлов и деталей к ним. Если всё это удастся, то, по оптимистичным прогнозам, к 2020 году в России будет насчитываться 200 тысяч электромобилей. В том же году в мировом парке электрокары могут занять 5–10%.