Стоять в пробках никто не любит. Тем не менее каждый день миллионы людей по всему миру делают это. А учёные подсчитывают потерянное время, ужасаются сами и потом ужасают всех остальных. Конечно, довольно часто заторы образуются
Сразу скажем: им это удалось. Составленная математическая модель ясно показала, что дело вовсе не в том, что «машин просто слишком много». Оказывается, даже если автомобилей в избытке, то в принципе они способны передвигаться с приемлемыми скоростями. Авторы исследования признают поток плотным, если километр пути постоянно занимают 15 и более машин. В заторах же виноваты исключительно сами водители.
Согласно математикам, пробка образуется так: перед
Выходит, что истинными виновником заторов становятся или невнимательные водители, или же любители испытывать перегрузки за рулём, чередующие мощные разгоны с не менее мощными торможениями. Двигаясь рывками, такие товарищи здорово осложняют жизнь соседям по потоку. И ситуация оказывается тем хуже, чем резче тормозит «зачинщик» пробки, который всегда оказывается у её истоков. Математики подсчитали, что «нервный» шофёр одним своим экcтренным торможением может буквально из ничего создать затор длиной несколько километров.
Решение проблемы очень простое, но пока что трудновыполнимое на практике. Дабы плотное движение само собой не закупоривалось, поголовно всем водителям нужно внимательно следить за дорогой и ехать как можно плавнее, избегая резких манёвров. Рецепт, мягко говоря, не блещет новизной — так учили ездить ещё наших дедушек и бабушек, когда ни о каких пробках и речи не шло. Но теперь преимущества плавной езды доказаны со всей точностью математической науки.
Кстати, авторы исследования не собираются останавливаться на достигнутом и планируют в ближайшее время разработать аналогичную модель для оценки эффективности новейших электронных систем, которые умеют поддерживать дистанцию до впередиидущей машины. И ведь вполне может оказаться, что новомодные примочки не только повысят безопасность, но и при массовом применении сэкономят автомобилистам кучу времени.