Американцы поставят на поток шины без воздуха

Леонид Попов, . Фото: foxnews.com, wisc.edu, Benny Sieu, Resilient Technologies, Bridgestone

Новая шина действует по принципу велосипедного колеса: основной вес аппарата удерживают верхние натянутые спицы, в то время как слабо нагруженный низ позволяет такому колесу «облизывать» сложный рельеф.

Американский производитель лёгкой внедорожной техники (квадроциклов и багги) — Polaris — намерен с начала 2014 года запустить в серию аппараты на безвоздушных шинах (Non-Pneumatic Tire — NPT). Такие колёса не только не боятся проколов, но и обеспечивают транспортному средству целый ряд преимуществ. В частности, они мягче отрабатывают крупные препятствия (пни, поваленные деревья, валуны), но гарантируют при этом должные грузоподъёмность и управляемость. Вдобавок при езде по сильно пересечённой местности они не дают отскока, способного опрокинуть машину. А на асфальте такие шины тише, чем пневматические.

Авторы технологии долго подбирали материал с нужными параметрами, а в результате добились не просто долговечности, но и высокой живучести — даже после нескольких пробоин внешнего обода и разрывов части внутренних пластин такая шина способна пройти тысячи километров. Для путешествий вдали от цивилизации — ценное свойство.

История шин без воздуха довольно длинная. Но, пожалуй, наиболее работоспособный их вариант первой создала компания Michelin в 2005 году. Причём фирма с самого начала подразумевала использование таких шин на обычных легковушках и даже проводила тесты на управляемость на высокой скорости с положительными результатами. Конструкция от Michelin под названием Tweel с толстыми резиновыми спицами, похожими на спицы велосипедного колеса, одновременно была мягкой в радиальном направлении, но очень жёсткой в поперечном, что гарантировало отменную послушность автомобиля.

Шина без воздуха от Michelin (слева) и аналогичный проект Bridgestone (2011 год).

Проект Michelin до массового внедрения не добрался (не считая "обувки" для спецтехники), как и похожие разработки компаний-соперниц. Но саму идею высокоэластичной непневматической шины подхватила американская фирма Resilient Technologies. Её вариант шины с сотовой несущей структурой был сделан из полимера с высокими упругими свойствами и хорошей долговечностью. Предназначался тот проект для военных — они намеревались постепенно заменить обычные шины своих внедорожников Humvee безвоздушными. Как показали опыты, новым покрышкам были не страшны не только острые камни и ветки, но и пули.

Военным понравились необычные шины от Resilient Technologies. Но что-то не сложилось. Похоже, внедрение новации начнётся всё же с гражданской сферы.

До распространения NPT в армии дело так и не дошло. Не получилось пока продвинуть похожие конструкции и на гражданских автомобилях. Зато в прошлом году фирму Resilient Technologies приобрела компания Polaris. И вот теперь мы видим закономерный итог сделки: появление шин NPT на квадроциклах и родственной им технике. Если потребители положительно оценят новшество, можно рассчитывать, что и до обычных автомобилей технология всё же доберётся.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...