В прошлом году глобальные продажи автомобилей составили около 80 миллионов. Производители засучили рукава, ориентируясь на прогнозы дальнейшего роста, но аналитики поспешили охладить их пыл: по расчётам IHS Automotive, мировые продажи машин в ближайшее десятилетие достигнут потолка в 100 миллионов, а вот дальше расти не будут. Это станет знаковым моментом в истории автомобиля, с тех пор как Генри Форд наладил поточное производство самобеглых колясок на конвейере и открыл дорогу массовой автомобилизации.
Грядущий пик — не проблема одной отрасли. Это отражение перемен, происходящих с обществом. По оценке PricewaterhouseCoopers, если уже сегодня половина населения мира живёт в городах, то в будущем урбанизация усилится. И через 25 лет, к примеру, только в городах будут жить девять миллиардов, то есть больше, чем всё население планеты сегодня. А что творится в мегаполисах, мы видим уже сейчас: люди всё чаще оставляют машины дома, чтобы избежать пробок или долгих поисков места для парковки. Автомобиль, подаривший сто лет назад мечту о невиданной прежде персональной мобильности, теперь не всегда самый удобный и быстрый транспорт.
Люди всё чаще обращают внимание на альтернативу личному транспорту, и это необязательно транспорт общественный. Например, растёт популярность совместного использования автомобилей (car-sharing). По прогнозам аналитиков, к 2020 году четыре миллиона американцев будут пользоваться таким сервисом — на фоне одного миллиона сегодня. Симптоматично также, что в США, где автомобилизация населения, казалось бы, почти абсолютная, за последние пять лет доля семей без машины стала расти и сегодня достигла 9,2%.
Возможный выход видится в автомобилях-«роботах», способных безошибочно ездить в плотных потоках и тем самым хоть немного сокращать пробки (и число аварий заодно). Причём не во всех случаях это будут персональные беспилотные машины. Например, по опросам, едва не половина американцев мечтает жить в городах, где будут курсировать автомобили-беспилотники, да ещё и вызываемые по телефону.
В постпиковый период будет диверсифицироваться специализация автопроизводителей. В дополнение к изготовлению машин нужно будет заниматься и транспортным сервисом на основе армии собственных автономных легковушек. И промышленники это, похоже, понимают. Мировой автопром тратит на разработки $100 миллиардов в год (немалая часть этих средств уходит как раз на проекты по автономным машинам и сопутствующей инфраструктуре, вроде сетей общения Сar2Сar). Причём сейчас среди всех отраслей автоиндустрия уступает в финансировании исследований и разработок только компьютерной сфере и здравоохранению. При этом в автоиндустрии более 90% средств на исследования выделяют сами автомобильные компании (остальное — правительственные гранты, иные сторонние источники). Для сравнения: в компьютерной индустрии эта величина составляет 80%, а в аэрокосмической — лишь 35%.