Пик автомобилизации заставит компании менять приоритеты

Леонид Попов, . Фото из архива редакции и фирм-производителей

По числу автомобилей на тысячу душ лидирует Монако (908), США на втором месте (802). Россия где-то в шестом десятке (около 300), Китай — во второй сотне списка (83), там же Индия (18). Это данные за разные годы (2010–2012), точные цифры сейчас могут отличаться, но порядок величин такой. На развивающиеся рынки и придётся в следующие десять лет основной прирост продаж.

В прошлом году глобальные продажи автомобилей составили около 80 миллионов. Производители засучили рукава, ориентируясь на прогнозы дальнейшего роста, но аналитики поспешили охладить их пыл: по расчётам IHS Automotive, мировые продажи машин в ближайшее десятилетие достигнут потолка в 100 миллионов, а вот дальше расти не будут. Это станет знаковым моментом в истории автомобиля, с тех пор как Генри Форд наладил поточное производство самобеглых колясок на конвейере и открыл дорогу массовой автомобилизации.

Помимо пробок и нежелания потребителей терять в них значительную часть жизни, ограничителем выступит экология в городах. Конечно, доля электрокаров, не загрязняющих среду хотя бы локально, будет расти. Но всё равно поголовной «электромобилизации» в ближайшее десятилетие мы не увидим. А значит, проблему смога в некоторых мегаполисах решать придется иными методами. Как, например, в Китае, где существуют квоты на автомобильные номерные знаки.

Грядущий пик — не проблема одной отрасли. Это отражение перемен, происходящих с обществом. По оценке PricewaterhouseCoopers, если уже сегодня половина населения мира живёт в городах, то в будущем урбанизация усилится. И через 25 лет, к примеру, только в городах будут жить девять миллиардов, то есть больше, чем всё население планеты сегодня. А что творится в мегаполисах, мы видим уже сейчас: люди всё чаще оставляют машины дома, чтобы избежать пробок или долгих поисков места для парковки. Автомобиль, подаривший сто лет назад мечту о невиданной прежде персональной мобильности, теперь не всегда самый удобный и быстрый транспорт.

Прогноз о потолке в 100 миллионов идёт вразрез с планами самих производителей. Крупные игроки рынка рассчитывают, что к 2016 году мировые продажи автомобилей достигнут 120 миллионов. Выход «на плато» вместо дальнейшего роста затронет не только изготовителей машин, но и, по цепочке, поставщиков комплектующих, материалов, нефтяные компании, в конце концов.

Люди всё чаще обращают внимание на альтернативу личному транспорту, и это необязательно транспорт общественный. Например, растёт популярность совместного использования автомобилей (car-sharing). По прогнозам аналитиков, к 2020 году четыре миллиона американцев будут пользоваться таким сервисом — на фоне одного миллиона сегодня. Симптоматично также, что в США, где автомобилизация населения, казалось бы, почти абсолютная, за последние пять лет доля семей без машины стала расти и сегодня достигла 9,2%.

А нас ещё ждёт и пик нефтедобычи, после которого кривая пойдёт вниз. По разным оценкам наступит он где-то в 2030–2040 гг. Дальнейшее развитие событий — предмет жёстких споров. Поскольку нефть применяется далеко не только в качестве сырья для горючего, а население планеты растёт, экспертам видится широчайшее влияние нефтяного пика на общество: от дефицита изделий из полимеров до крупных перемен в структуре всё того же автопарка.

Нельзя не упомянуть и интенсивные работы в области альтернативных видов топлива. Правда, тут есть свои подводные камни. Скажем, выращивание культур на переработку их в горючее (в частности спирт) тормозится из-за нехватки плодородных площадей для производства пищи. А использование водорода как промежуточного носителя энергии малоперспективно без действительно массового внедрения ветряных ферм, солнечных, приливных или геотермальных электростанций. Это само по себе очень накладно и вызывает отдельную и очень жаркую волну споров об эффективности и оправданности.

Возможный выход видится в автомобилях-«роботах», способных безошибочно ездить в плотных потоках и тем самым хоть немного сокращать пробки (и число аварий заодно). Причём не во всех случаях это будут персональные беспилотные машины. Например, по опросам, едва не половина американцев мечтает жить в городах, где будут курсировать автомобили-беспилотники, да ещё и вызываемые по телефону.

В 1990 году в фантастическом фильме «Вспомнить всё» беспилотное такси было показано с долей юмора. Особым интеллектом таксист-андроид не обладал, а под конец сцены заискрился и направил машину в стену. Но шутки в сторону: сейчас беспилотники — одна из самых горячих тем у крупнейших автогигантов.

В постпиковый период будет диверсифицироваться специализация автопроизводителей. В дополнение к изготовлению машин нужно будет заниматься и транспортным сервисом на основе армии собственных автономных легковушек. И промышленники это, похоже, понимают. Мировой автопром тратит на разработки $100 миллиардов в год (немалая часть этих средств уходит как раз на проекты по автономным машинам и сопутствующей инфраструктуре, вроде сетей общения Сar2Сar). Причём сейчас среди всех отраслей автоиндустрия уступает в финансировании исследований и разработок только компьютерной сфере и здравоохранению. При этом в автоиндустрии более 90% средств на исследования выделяют сами автомобильные компании (остальное — правительственные гранты, иные сторонние источники). Для сравнения: в компьютерной индустрии эта величина составляет 80%, а в аэрокосмической — лишь 35%.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...