В Европе создано крупнейшее водородное содружество

Леонид Попов, . Фото и иллюстрации фирм-производителей

Ключевой участник проекта — транснациональная компания Air Products (со штаб-квартирой в США). Это один из мировых лидеров в области оборудования для генерации и распределения водорода. А ещё она владеет собственными сетями заправочных водородных станций в Америке, Европе и других частях света. Компания действует в десятках стран.

Официальный запуск проекта HyFIVE («Водород для инновационных автомобилей») состоялся 3 апреля в лондонском Сити-Холле. Собственно, администрация Большого Лондона и выступила координатором всей затеи, но затронет она несколько европейских городов. В ходе этого эксперимента компании BMW, Daimler, Honda, Hyundai и Toyota выпустят на улицы Больцано, Копенгагена, Инсбрука, Лондона, Мюнхена и Штутгарта в общей сложности 110 водородных легковушек.

В прошлом году для популяризации технологии топливных элементов компания Hyundai при поддержке заместителя мэра Лондона Кита Мальтхауса построила перед фасадом Лондонского музея дизайна инсталляцию Fuel Cell Farm. В ней выхлопная труба паркетника ix35 Fuel Cell была соединена с фильтром и далее с аквапонной фермой, где выращивались рыбки и растения. Тем самым наглядно была отражена главная идея: водородные топливные элементы — это система, совместимая с живой природой.

К сожалению, пока не заявлены все автомобили, участвующие в проекте. Точно известно, что из 110 машин 75 — паркетники Hyundai ix35 Fuel Cell. Вероятно, такое доминирование корейской модели связано с тем, что на сегодняшний день это де-факто единственная серийная легковушка на топливных элементах. Первые экземпляры уже отправлены клиентам не только в Южной Корее, но и в США, Дании, Франции, Германии, Швеции и Великобритании.

Компания BMW, как и другие участники проекта HyFIVE, много лет экспериментирует с водородными технологиями. Например, в «семёрке», выпущенной тиражом в сотню экземпляров, это горючее направлялось в ДВС. А в 2010 году компания создала «единичку» на топливных элементах. Причём то был гибрид: водородные электрохимические ячейки, суперконденсаторы и электромотор сочетались здесь с бензиновым двигателем.

Впрочем, предположить, какие ещё легковушки мы увидим в ходе проекта, несложно. Toyota уже тестирует свой водородный седан (кстати, в этом проекте японцы сотрудничают с уже упомянутой компанией Air Products). В продажу он поступит в 2015 году. У Хонды есть мелкосерийный автомобиль FCX Clarity, который раньше поставлялся в Европу. А в начале 2016 году компания намерена выпустить на европейский рынок его наследника. Ну а на опытном водородном хэтчбеке Mercedes B-Class F-Cell нам даже довелось поездить самим. Попутно мы узнали, какие трудности сдерживают распространение водородного топлива на транспорте.

Компания Mercedes мечтает, чтобы водородные легковушки питались за счёт энергии ветра. Пусть цепочка преобразований энергии получается длинной, зато никаких выбросов в атмосферу (изготовление ветряков — отдельный разговор). Кстати, по установленным мощностям ветровых электростанций Германия — в тройке мировых лидеров (впереди США и Китай), Италия и Дания тоже продвинулись. Австрия чуть позади.

За заправочную инфраструктуру в проекте HyFIVE отвечают компании Air Products, Copenhagen Hydrogen Network, ITM Power, OMV и Linde. Кстати, как раз последняя обеспечивала хэтчбеки B-класса водородом во время глобального автопробега в 2011 году. Эти фирмы предоставят машинам-участницам доступ к уже имеющимся заправкам, и, кроме того, построят шесть новых. Сейчас подбираются площадки для трёх водородных станций в Лондоне, по одной такой заправке откроют в Орхусе, Оденсе и Инсбруке.

В 2012 году специально к Олимпийским играм в Лондоне компания LTI совместно с рядом партнёров построила полторы сотни кэбов на топливных элементах. Под них в аэропорту Хитроу и некоторых других ключевых точках были возведены водородные заправки от Air Products, которые задействуют и в новом проекте.

Финансируется проект из нескольких источников. Компания Fuel Cells and Hydrogen Joint Undertaking, учреждённая несколькими европейскими фирмами, исследовательскими организациями и Еврокомиссией, выделила 18 миллионов евро. Ещё 20 млн евро в общей сложности внесут в копилку HyFIVE промышленные гиганты, участвующие в эксперименте (автомобилестроители и топливные компании). Цель HyFIVE - доказать жизнеспособность водородного транспорта и подготовить почву к массовому выводу таких автомобилей на рынок.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...