Официальный запуск проекта HyFIVE («Водород для инновационных автомобилей») состоялся 3 апреля в лондонском Сити-Холле. Собственно, администрация Большого Лондона и выступила координатором всей затеи, но затронет она несколько европейских городов. В ходе этого эксперимента компании BMW, Daimler, Honda, Hyundai и Toyota выпустят на улицы Больцано, Копенгагена, Инсбрука, Лондона, Мюнхена и Штутгарта в общей сложности 110 водородных легковушек.
К сожалению, пока не заявлены все автомобили, участвующие в проекте. Точно известно, что из 110 машин 75 — паркетники Hyundai ix35 Fuel Cell. Вероятно, такое доминирование корейской модели связано с тем, что на сегодняшний день это де-факто единственная серийная легковушка на топливных элементах. Первые экземпляры уже отправлены клиентам не только в Южной Корее, но и в США, Дании, Франции, Германии, Швеции и Великобритании.
Впрочем, предположить, какие ещё легковушки мы увидим в ходе проекта, несложно. Toyota уже тестирует свой водородный седан (кстати, в этом проекте японцы сотрудничают с уже упомянутой компанией Air Products). В продажу он поступит в 2015 году. У Хонды есть мелкосерийный автомобиль FCX Clarity, который раньше поставлялся в Европу. А в начале 2016 году компания намерена выпустить на европейский рынок его наследника. Ну а на опытном водородном хэтчбеке Mercedes B-Class F-Cell нам даже довелось поездить самим. Попутно мы узнали, какие трудности сдерживают распространение водородного топлива на транспорте.
За заправочную инфраструктуру в проекте HyFIVE отвечают компании Air Products, Copenhagen Hydrogen Network, ITM Power, OMV и Linde. Кстати, как раз последняя обеспечивала хэтчбеки B-класса водородом во время глобального автопробега в 2011 году. Эти фирмы предоставят машинам-участницам доступ к уже имеющимся заправкам, и, кроме того, построят шесть новых. Сейчас подбираются площадки для трёх водородных станций в Лондоне, по одной такой заправке откроют в Орхусе, Оденсе и Инсбруке.
Финансируется проект из нескольких источников. Компания Fuel Cells and Hydrogen Joint Undertaking, учреждённая несколькими европейскими фирмами, исследовательскими организациями и Еврокомиссией, выделила 18 миллионов евро. Ещё 20 млн евро в общей сложности внесут в копилку HyFIVE промышленные гиганты, участвующие в эксперименте (автомобилестроители и топливные компании). Цель HyFIVE - доказать жизнеспособность водородного транспорта и подготовить почву к массовому выводу таких автомобилей на рынок.