На очередном аргентино-чилийском «Дакаре» обошлось без сенсаций

Рафаэль Гиззатуллин, . Фото: dakar.com

Триумфатор на триумфаторе: победитель марафона в классе внедорожников катарец Насер аль-Аттия взобрался на крышу КамАЗа Владимира Чагина.

Марафон «Дакар» никогда не был лёгкой прогулкой. Но в этом году организаторы третьего южноамериканского ралли-рейда с африканским названием постарались и сделали испытание особо суровым: 9618 км дистанции (из них 5020 — с зачётом времени), полный комплект ландшафтов — от высокогорья до песков и джунглей — и почти три тысячи гоночных километров в одном из самых негостеприимных мест на Земле — пустыне Атакама. В итоге из 407 стартовавших в Буэнос-Айресе участников до финиша добралось меньше половины — 203.

В зачёте мотоциклистов последние шесть раз «Дакар» знал только двух победителей — француза Сирила Депре и испанца Марка Кома. Причём выигрывают они строго по очереди, и эта традиция была продолжена. Дав Депре три дня красоваться в лидерах, Кома взялся за дело и десять этапов подряд становился быстрейшим — вплоть до финиша. Так общий счёт поединка двух легендарных моторыцарей снова сравнялся — по три победы. В зачёте квадроциклов первым финишировал аргентинец Алехандро Патронелли, брат прошлогоднего триумфатора в той же категории Маркоса Патронелли.

Испанка Эулалия Санс Пла-Жилибер сумела сделать то, что оказалось не по зубам многим мужчинам, — пройти всю дистанцию «Дакара» на мотоцикле. Отважная девушка финишировала 39-й в зачёте мотоциклистов.

Единственная заводская команда в зачёте грузовиков, российский «КамАЗ-Мастер», на сей раз выставила три основных экипажа вместо двух плюс гоняющуюся наравне со всеми машину техпомощи. Лидеры команды Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров провели рейд с позиции силы и фактически боролись только с трассой и друг с другом: все главные соперники сложили оружие сами. На первом же спецучастке сошёл голландец Жерар де Рой: его IVECO после прыжка приземлился так жёстко, что пилот усугубил старую травму спины и ехать дальше не смог.

Главная неприятность подстерегла коллектив «КамАЗ-Мастер» не после, а до старта. Коллапс в московских аэропортах едва не сорвал участие российских спортсменов в марафоне: в частности, Владимир Чагин провёл в зале ожидания более суток, а вся команда собралась в Аргентине только 30 декабря и еле успела пройти предстартовые технические проверки. Акклиматизацию гонщики проходили уже на дистанции.

На середине дистанции вызов российским грузовикам бросил чех Алес Лопрайс на «Татре», выиграв два СУ подряд и выйдя на второе место. К сожалению, поломка турбины на чешской машине окончательно поставила крест на интриге. Владимир Чагин выиграл марафон в седьмой раз в карьере, кроме того, Царь довёл число побед на спецучастках до 63 — рекорд для всех категорий «Дакара». Тотальное превосходство КамАЗов вылилось в стопроцентный результат — четыре первых позиции на финише. Даже гружённая запчастями «техничка» Мардеева оказалась сильнее всех «боевых» экипажей других марок!

В прошлом году Эдуард Николаев был механиком в экипаже Чагина, а в этом дебютировал как пилот молодёжного экипажа КамАЗа. Почин удался: третье место вслед за титулованными товарищами Чагиным и Кабировым следует считать несомненным успехом.

Похожая ситуация сложилась и в классе внедорожников, где прототипы BMW частного коллектива X-Raid безуспешно пытались навязать борьбу заводским монстрам Фольксвагена. С самого начала только «икс-рейдовец» Стефан Петерансель мог держаться в темпе трёх Туарегов, ведомых Карлосом Сайнцем, Жинелем де Вилльерсом и Насером аль-Аттией, и даже выиграл один СУ. Но девятикратного чемпиона «Дакара» замучили проколы колёс: в один из дней Стефан умудрился пробить покрышки четыре раза!

Машина Ильгизара Мардеева.

У других пилотов Х-Raid дела шли ещё хуже. Увы, россиянин Леонид Новицкий, стабильно входивший в десятку на первых четырёх СУ, на пятом налетел колесом на камень. Подвеска BMW X3CC выдержала, а рука пилота — нет: двойной перелом и сход с трассы. Таким образом, ничто не помешало фольксвагеновцам разыграть титул между собой. Как и год назад, упорная борьба разгорелась между Сайнцем и аль-Аттией: после девяти дней катарец отставал от испанца лишь на три минуты. Развязка наступила на 11-м СУ. Влетев в яму, Матадор разворотил переднюю подвеску и потерял на ремонте больше часа.

Рекламный проект компании MINI — прототип All4 Racing на шасси BMW X3 — потерпел оглушительное фиаско. На первом же этапе развалился тормозной диск, что отбросило пилота Герлена Шишери аж на 77-е место. И хотя после этого француз показал отличную скорость, участие марки MINI в марафоне закончилось глупо: Герлен перевернул и разбил свою машину, решив потестировать её в день отдыха! Руководство команды было крайне недовольно поведением своего гонщика, назвав его «непрофессиональным».

Насеру оставалось только удержать подаренное преимущество до финиша, с чем многоопытный араб легко справился. Теперь каждый из основных гонщиков немецкой команды имеет в активе по победе в «Дакаре», а их конкурентам об этом приходится только мечтать. Странно, что сумасшедшая популярность гонки в Южной Америке никак не подвигнет мировые автоконцерны бросить вызов фаворитам. Право же, играть в одиночку в собственных лигах КамАЗу с Фольксвагеном может скоро наскучить.

Dakar-2011. Зачёт мотоциклов (первые 10)
Место Гонщик Мотоцикл
1 Марк Кома KTM
2 Сирил Депре KTM
3 Элдер Родригес Yamaha
4 Франциско Лопес Контардо Aprilia
5 Хуан Педреро Гарсия KTM
6 Пал Андерс Улевалсеттер KTM
7 Жан де Азеведо KTM
8 Рубен Фариа KTM
9 Куинн Алексис Коди Honda
10 Яцек Закор KTM

Dakar-2011. Зачёт квадроциклов (первые 5)
Место Гонщик Квадроцикл
1 Алехандро Патронелли Yamaha
2 Себастьян Хэлперн Yamaha
3 Лукаш Ласкавиц Yamaha
4 Кристоф Деклерк Polaris
5 Пабло Копетти Yamaha

Dakar-2011. Зачёт автомобилей (первые 10)
Место Экипаж Автомобиль Время
1 Н. аль-Аттия / Т. Готтшальк VW Race Touareg 3 45:16.16
2 Ж. де Виллерс / Д. фон Цитцевитц VW Race Touareg 3 + 49.41
3 К. Сайнс / Л. Крус VW Race Touareg 3 + 1:20.38
4 С. Петрансель / Ж.-П.Коттре BMW X3CC + 1:43.48
5 К. Головчик / Ж.-М. Фортен BMW X3CC + 4:11.21
6 М. Миллер / Р. Пичфорд VW Race Touareg 3 + 4:54.42
7 Р. Леаль душ Сантуш / П. Фьюза BMW X3CC + 6:50.07
8 К. Лавиль / Ж.-М. Полато Nissan Proto + 7:57.18
9 Г. Спинелли / Ю. Хаддад Mitsubishi Racing Lancer + 8:23.37
10 М. Кале / Т. Шунеманн SMG Buggy + 15:11.56

Dakar-2011. Зачёт грузовиков (первые 10)
Место Экипаж Автомобиль Время
1 В. Чагин / С. Савостин / И. Шайсултанов KAMAZ 4326-9 48:28.54
2 Ф. Кабиров / А. Беляев / А. Мокеев KAMAZ 4326 + 30.04
3 Э. Николаев / В. Мизюкаев / В. Рыбаков KAMAZ 4326 + 3:20.17
4 И. Мардеев / В .Демьяненко / А. Мардеев KAMAZ 4326 + 5:44.56
5 Ф. Эхтер / Д. Руф / А. Кляйн MAN TGS + 5:45.37
6 П. Вила / М. Торраллардона / П. ван Эрд IVECO Trakker + 7:16.01
7 М. ван Влит / С. Брункенс / Б. дер Киндерен MAN TGA + 10:42.03
8 А. Ардавичус / Д. Березовский / Ж. Жалимбетов KAMAZ 4326 + 11:09.45
9 М. Берингер / Й. Зайлер / Х. Куппер MAN 18.440 + 17:37.35
10 М. ван ден Бринк / М. Хол / П. Виллемсен GINAF X2222 + 19:12.04

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...