Лондонское
К концу
В годы войны компания преуспела благодаря авиастроительным контрактам, что даже позволило ей выкупить у фирмы Standard производственное оборудование для выпуска шестицилиндровых моторов рабочим объёмом 2,7 и 3,5 л. Но основатель Ягуара Уильям Лайонс отлично понимал, что заимствование чужих агрегатов — путь тупиковый. Поэтому ещё в годы войны его подопечными были начаты работы по созданию первого собственного мотора. Экспериментальные образцы маркировались буквой Х, вторая шедшая после неё литера (они добавлялись в алфавитном порядке) обозначала очередную конструкцию: ХА, ХВ и т. д. Было испробовано множество схем: четырёх- и шестицилиндровых, с нижними клапанами, верхним распредвалом, пока на одиннадцатой букве не стало понятно, что мотор, получивший обозначение ХК, — и есть искомое.
Рядный шестицилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания оказался настолько хорош, что с постепенной модернизацией продержался на конвейере вплоть до 1986 года. Он сочетал в себе множество отличных качеств: уравновешенность, великолепные для своего времени мощностные параметры (первый образец при рабочем объёме 3,5 л развивал 160 л.с.), способность выдавать максимальную тягу уже на 2500 об/мин и в то же время спокойно раскручиваться до 6500 оборотов. Правда, под двигатель требовался соответствующий автомобиль.
Справедливости ради надо сказать, что в первые послевоенные годы Jaguar вовсе не собирался возобновлять производство спортивных родстеров, так как не ожидал спроса на них. До Второй мировой в программу фирмы логично вписывались купе, кабриолеты и даже четырёхдверные седаны с мощными моторами — престижные, комфортабельные, стремительные. Именно с такими машинами Jaguar видел себя и в наступившей мирной эпохе.
К Лондонскому салону 1948 года как раз готовилась новая модель седана под индексом Mk V. Но к моменту её запуска в производство мотор ХК ещё не изготавливался конвейерным методом, поэтому машину временно снабдили старым двигателем Standard и постановили считать её переходной. Сам же новый мотор решили засветить вместе с
Автомобиль назвали ХК120 — в честь двигателя с указанием расчётной скорости в милях. Если перевести её в метрическую систему, получится
Даже в стандартном исполнении ХК120 легко развил 193 км/ч, что было очень близко к заявленной величине. А когда аэродинамику днища улучшили, закрыв агрегаты алюминиевым листом, автомобиль выжал на 10 км/ч больше. Дальнейшие усовершенствования кузова (удаление тента, замена лобового стекла обтекателем) показали, что возможности машины с серийным мотором не исчерпаны: максимальный достигнутый результат составил 219 км/ч.
Внешность — отдельная статья. Когда вокруг было полно старомодных машин с вертикальными радиаторами и отдельно расположенными крыльями, плавно очерченный, с нисходящими к корме линиями, ХК120 смотрелся именно что откровением. Хотя злые языки и утверждали, что дизайн у Ягуара вторичен и слишком напоминает довоенный BMW 328 Mille Miglia. Определённое сходство с немецкой машиной, надо признать, всё же было, хотя «англичанин» выглядел
Конечно, в Англии такой автомобиль мало кто мог себе позволить. Но у ягуаровцев в рукаве оказался неожиданный козырь — американский рынок. Вернувшиеся из Европы янки завезли в Штаты моду на европейские машины, главным образом английские и спортивные. А Ягуары и прежде, хоть и в скромных количествах, продавались в США. Конкурентов у ХК120 практически не было. Первый американский автомобиль подобного рода Chevrolet Corvette увидел свет только в 1953 году, другие английские машины были гораздо проще и скромнее Ягуара, итальянцы не имели возможности соперничать с британцами в цене и объёмах производства, немцы ещё не оправились от поражения.
Новая модель понравилась американцам настолько, что вскоре четыре пятых «сто двадцатых» стало уходить за океан. Ни о каких 200 первоначальных экземплярах никто и не вспоминал. К 1950 году прежний мелкосерийный кузов из дерева и алюминия заменили стальным, годившимся для массового производства. На следующий год компанию родстеру составило купе, а в
Но с началом экспансии на американский рынок вскрылись и многочисленные недостатки, на которые привыкшие к спартанской простоте спортивных машин англичане просто не обращали внимания. Несмотря на регулируемую по вылету рулевую колонку, кокпит Ягуара был слишком тесен, коробка передач предлагалась только механическая, тяжёлый руль требовал слишком больших усилий при маневрировании, а небольшие изящные бамперы не выдерживали ударов массивных американских машин.
Всё это привело к тому, что в 1954 году была выпущена гораздо более комфортабельная модель ХК140, изначально нацеленная на американский рынок. Многое в автомобиле сделали заново — даже двигатель и моторный щит перенесли чуть вперёд, чтобы расширить пространство для ног в кокпите. Немного была отодвинута назад и стенка, разделяющая салон и багажник, что позволило поставить два небольших детских сиденья в версии купе. Стало заметно легче рулевое управление: в нём задействовали реечный механизм, древние амортизаторы рычажного типа заменили современными телескопическими. Ну и, конечно, в списке опций появилась автоматическая коробка передач, которую рьяно требовали американцы. С той поры «автомат» постепенно начал занимать главенствующее положение среди ягуаровских трансмиссий, вытесняя спортивный дух машин на второй план.
В отличие от предшественника, ХК140 не был беззаветно преданной скорости машиной. Число 140 в его названии не обозначало предполагаемую максимальную скорость, а лишь демонстрировало некий прогресс по отношению к предыдущей модели. На самом деле заметно потяжелевший ХК140, даже несмотря на применение более мощного
Тем не менее марка Jaguar набирала популярность, и не в последнюю очередь благодаря феноменальным спортивным успехам, которые начались с приходом ХК120. На протяжении
На счету автомобилей Jaguar в
Технические новинки, опробованные в гонках, такие как реечное рулевое управление или дисковые тормоза, довольно быстро начали применяться и на серийных машинах. Последнее порождение серии ХК под индексом 150 увидело свет в 1957 году и одним из первых в мире стало комплектоваться дисковыми тормозами на всех колёсах. Эта модель вызывала смешанные чувства: да, у неё было солидное спортивное наследие, однако к тому моменту фирма Jaguar решила уйти из большого спорта. Поэтому создатели «стопятидесятки» и принялись эксплуатировать идею роскоши в спортивном кузове.
В общем, даже появление спортивной версии 150 S, чей форсированный до 265 сил мотор позволял разогнаться до 219 км/ч, не могло скрыть пенсионный возраст автомобиля. Спортивный Jaguar заметно постарел и разжирел, ведь тех же 219 км/ч в своё время достигла и первая модификация ХК120 со
В Jaguar корпели над новым откровением, которое было явлено миру в 1961 году в виде родстера и купе
Хотя ХК120