KUNST! Логистика как залог успеха автомобильной съёмки

Mazda cx-7. Рестайлинговая Мазда CX-7 появилась в России только сейчас. Тест-драйв ещё впереди, а пока кроссовер выступает в роли фотомодели.
Борис Ульзибат, . Фото: DRIVE.RU и фирмы Mazda

Рестайлинговая Мазда CX-7 появилась в России только сейчас. Тест-драйв ещё впереди, а пока кроссовер выступает в роли фотомодели.

Сергей Крестов, объективы которого зуммировали едва ли не весь существующий Zoom-Zoom, увлечённо рассказывает, как планировался очередной мастер-класс под патронажем Мазды. На этот раз ей захотелось засветить в качестве фотомодели рестайлинговый кроссовер CX-7. Раз предполагалось, что ездить на нём нам не дадут, а только снимать, Крестову нужно было сделать из этой промоакции нечто интересное и полезное. Сначала родилась концепция — показать машину среди гор и серпантинов. Выбрали необычное место — Адыгею, что граничит с Краснодарским краем. Затем пошла конкретика: для фотографирования в движении нашли подходящие дороги, а для кадров в статике — живописные фоны. Исходя из взаиморасположения этих точек выбрали базовый лагерь и построили план работы. Причём подготовка едва закончилась к прилёту первой волны журналистов. Зато стало ясно, чему же на самом деле стоит их учить.

Я фотографирую автомобили для DRIVE.RU от случая к случаю. Но результатами доволен не всегда и критику приемлю с пониманием. Выполняя редакционное задание, я приехал к Крестову если и не обучаться фотографии как таковой, то хотя бы кое-что разузнать о композиции, светотени, восприятии. Точнее, я рассчитывал удостовериться, что эмпирически выведенные мною правила верны. И вот Крестов держит речь, да только главный лейтмотив от фотоискусства далёк — логистика.

Уровень привезённой с собой техники варьировался от простейшей зеркалки Canon EOS 350D с объективом, который продаётся в наборе, до профессиональной репортёрской «единички» — EOS 1D с кучей линз. Был даже один Nikon. Кстати, Сергей не отдаёт предпочтения ни одному из основных брендов. Снимает он и Кэноном и Никоном, в зависимости от требований: «У обоих есть плюсы и минусы, жаль, производители не спрашивают нас, как сделать идеальный фотоаппарат!»

Слово «логистика» было заимствовано у французов, потому что заменяет не один десяток русских слов. В нашем случае термин обозначает тщательную и глубокую организацию фотосъёмки и всего, ей сопутствующего. Продумистика, предусмотристика — как правильную организацию ни назови, она снимет все вопросы и посредством фотографа снимет всё, что нужно. Возведённые в приоритет логистику и тайминг Сергей Крестов считает главным своим достижением.

Сергей показывает нам фотографии. Они сняты в тех же самых местах, где предстоит работать нам, и распечатаны на обычном принтере. Выглядят снимки просто отлично. Ожидается, что результат у нас должен получиться не хуже. Посмотрим...

Однажды ему пришлось в течение трёх суток командой из 15 человек делать на заводе «ЗиЛ» первую в мире съёмку концепта Mazda Kazamai. Организацию того процесса Крестов называет не менее сложной, чем непосредственно работу фотографа. В Адыгее, даром что просторнее, светлее и красивее, чем на «ЗиЛе», — ничуть не легче. «Все части маршрута должны быть расположены оптимально. Каждый час в пути между точками отнимает полтора-два часа съёмочного времени. По дороге машина пачкается, и чем больше она проехала, тем дольше её готовить к...» Договорить Крестову не даёт телефонный звонок. На одной из локаций для съёмки — ливень.

Однако всемогущей и всесильной организацией для нас предусмотрены две резервные точки, обе по пути, и хотя бы одна должна оставаться сухой. Так что дождь не дождь — мы в любом случае ничего не теряем. Конечно, такое удобство дорогого стоит. Подбор мест для фотосессии часто требует в разы больше времени, чем сами съёмки. Да и поиском натуры занимаются специально обученные люди — локейшн-скауты. Им недостаточно просто найти красивую поляну — они оперируют и сугубо прагматичными критериями отбора.

  • При съёмке проводок (фотография движущегося предмета с длинной выдержкой, когда фотограф стоит на месте) жизнь осложняет неравная удалённость разных частей машины. Перёд автомобиля приближается к фотографу раньше, чем корма. Поэтому на кадрах «в три четверти» машина всегда частично смазана. Отчасти избежать этого позволяют длиннофокусные объективы. Сергей обычно снимает проводки в диапазоне фокусного расстояния 135–200 мм.
  • По словам Крестова, имея достаточный опыт, можно не глядя в экран определить, получился кадр чётким или же нет. Если после щелчка затвора автомобиль остался точно в том же месте кадра, где и был, — всё отлично.

«Место для съёмки динамики надо выбирать так, чтобы на нём машине было где развернуться, чтобы я мог снимать, двигаясь в обе стороны. При этом будут совершенно разные виды и освещение», — объясняет Крестов. Инструкция может показаться банальной, но совет действительно ценный. С болью вспоминаю одну из наших съёмок на Международном шоссе. Пять минут фотографировали, пятнадцать разворачивались, каждый раз проезжая в одну и ту же сторону — с эффективностью и разнообразием было туго. А тут мы успели поснимать CX-7 впятером, причём у каждого получилось по нескольку достаточно качественных и, главное, разнообразных кадров.

При съёмке car-by-car — в движении из другой машины — самое главное, как ни странно, не фотодело и не логистика. Важнее всего — не выпасть из багажника и не выронить под колёса камеру. Поэтому лучше сесть в нишу для запаски и пристегнуться. Кстати, минивэн Mazda5 на роль фотокара подходит как нельзя лучше: подвеска оберегает качество кадра от изъянов адыгейских серпантинов. Чётко видно, сколь хороша наша фотомодель.

Совет от мастера — для динамичных кадров лучше использовать широкоугольный объектив и работать с нижней точки. Фотографировать Крестов рекомендует только в формате RAW, по возможности зеркалкой с полноразмерной матрицей. Учит он в основном рекомендациями, не чурается похвалы, поощряет смелые идеи, помогая их реализовывать. Если всё и так хорошо, Сергей не вмешивается. Если можно улучшить и исправить, говорит как именно. Подсказывает при работе с техникой. В остальном даёт карт-бланш. Вот мы на берегу реки. Хочешь — снимай на камнях, хочешь — загоняй машину в реку. Я хочу в реку.

С этим кадром, снятым без использования вспышек, пришлось потрудиться, выравнивая освещённость машины. Подсветив же её левый бок, я сэкономил бы около получаса работы в фотошопе.

Съёмку в статике со студийным светом наметили на вечер. Работаем в ущелье. Четыре стойки питаемого массивными батареями света позволяют имитировать естественное освещение, направленное почти из любой точки. Посредством этих «фонарей» можно резко выделить автомобиль, направив на него двухсторонний свет. Такое очень редко встречается в жизни и поэтому выглядит неестественно, но если постараться, результат очень эмоциональный.

«Всегда стоит делать как минимум крупный, средний и общий планы. Плюс, если позволяет окружение, вертикальный. При этом можно немного менять ракурс, не переставляя вспышек», — говорит Сергей. По его совету мы, один раз установив машину и свет, делаем по нескольку снимков с разной композицией. Это удобно, ведь заранее никогда не знаешь, какой именно кадр понадобится в работе.

«Свет надо ставить так, чтобы луч вспышки, отражаясь от машины, попадал в камеру. После того как увидишь в кузове отражение, вспышку нужно чуть-чуть подвинуть, и отражение спрячется», — напутствует Сергей. Студийный свет как раз и используют днём, чтобы убрать ненужные рефлексы с кузовных панелей. Для борьбы с отражениями есть два способа: подвинуть автомобиль так, чтобы отражение перестало читаться и резать глаз, или «перебить» его, сделав машину самым ярким предметом сцены. Можно воспользоваться и поляризационным фильтром, который отсекает часть бликов, но машина рискует оказаться на снимке неестественно матовой.

Есть и ещё один довод использовать вспышки днём — с искусственным светом можно выстраивать кадр как угодно, не задумываясь, что в некоторых ракурсах большая часть автомобиля может оказаться в глубокой тени. Только что в двери кроссовера CX-7 отражались дорога, деревья и горы, а теперь борт обрёл свой естественный серебристый цвет, полностью сохранив глянцевость лака. Я сделал с одной точки несколько снимков: со светом, без него, с разной экспозицией. Из этих полуфабрикатов потом можно собрать один оптимальный кадр. Думаю, благодаря мастер-классу я научился пользоваться студийным светом на открытом воздухе. Причём эти навыки можно использовать и не с таким дорогим оборудованием, а с обычными вспышками.

В этом случае съёмка со штативом и обработка помогли осветить капот кроссовера, избежав при этом нудного зарисовывания стойки со вспышкой в фотошопе.

Ученье — свет, но основной вывод я всё-таки сделал не о вспышках, а об организации. Она даёт возможность в съёмочный день больше времени потратить собственно на съёмки, то есть сделать максимум разных кадров в таком качестве, которое минимизирует дальнейшую с ними возню. Гораздо лучше изначально сделать фотографию максимально близкой к желаемому результату, чем добиваться его одной последующей обработкой.

А здесь мы не только смогли добиться нестандартной композиции, но и драматично выделить небо, при этом обеспечив хорошую проработку деревьев на фоне. Для этого мы не просто сняли кадр со светом и без, но и применили «брекетинг» — вилку экспозиции.

Кроме того, съёмка в Адыгее дала возможность представить некий абсолют автомобильной фотографии. Он видится дорогой, трудо- и энергоёмкой, сложной и слаженной деятельностью большого количества полноправных участников процесса. Есть кому позаботиться и о красоте пейзажа, и о погоде, и о строгом соблюдении режима, а также о бутербродах, батарейках, тряпках для протирки машины. Такой подход не всегда возможен в «репортажных» условиях подготовки наших материалов. Но к этому надо стремиться.

Логистика — в мелочовке, и она же, если вдуматься, могущественна настолько, что сын фотографа, не желавший идти по стопам отца, случайно вовлекается в фотодело, случайно попадает в ученики к мэтру Льву Мелихову, потом также случайно начинает снимать автомобили. Благодаря логистике высших сил дипломированный юрист Крестов случайно становится профессиональным фотографом, выходит на «промышленный уровень», выполняя объёмные заказы автопроизводителей... И вот проводит уже традиционный мастер-класс для таких, как я. Ищущих применения полученного опыта в своей работе. На благо организации.

Адыгея

До командировки об Адыгее я знал лишь то, что она находится более чем в тысяче километров от Москвы, со всех сторон окружена Краснодарским краем и является родиной одноимённого сыра. При очном знакомстве Адыгея оказалась красивейшим местом с просторными равнинами и тесными серпантинами, рекой Белой, которая знаменита своим коварством и притягивает экстремалов как магнит.Понравились мне эти места. Я даже начал мечтать о поездке сюда на своей машине, однако сбыться этим мечтам пока не суждено — за два дня мне на глаза не попалось ни одной заправки с 98-м бензином.Согласно данным Всероссийской переписи населения за 2002 год, более 50% населения Адыгеи — русские, а коренных жителей чуть больше 20%. Однако на дорожных указателях исправно встречаются как явно русифицированные топонимы вроде «Красногвардейское», так и исконно адыгейские. К примеру, Хакуринохабль, Гузерипль и Понежукай.Наша база располагалась в посёлке Каменномостском, получившем своё название благодаря обвалившемуся куску скалы, который соединил собой края ущелья. Готовя этот материал, я узнал, что через Каменномостский проходит Всесоюзный туристский маршрут № 30.

За кадром

Перефразируя знаменитое изречение, скажу — жизнь вокруг снимка остаётся за кадром и эта жизнь достойна отдельного снимка. На самом деле даже нескольких. Необычная PR-акция, устроенная компанией Mazda, оказалась настолько насыщенной, а пейзажи Адыгеи настолько красивыми, что, дай я себе волю, коллаж «За кадром» растянулся бы страницы на три. Пришлось себя ограничивать. Однако если вы будете в тех краях, обязательно прокатитесь на машине от Майкопа через Каменномостский до Партизанской поляны — вы поймёте, как много мне хотелось вам показать.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...