Говорят, можно и зайца научить курить. Зайца — не знаю, но с аквариумной рыбкой ничего не выйдет точно. Между тем на новой зимней сессии школы Audi quattro я как раз ощущал себя гуппи, которую хотят научить чему-то такому же противоестественному, как курение. Тщедушный полупрозрачный гуппик должен сесть за руль полноприводного автомобиля на трёхмиллиметровых шипах, выехать на лёд и заставить машину постоянно скользить в заносе. Если это не рыба об лёд, то что? Скромный водительский стаж, чисто городской водительский опыт, отсутствие любых спортивных наклонностей, фобии, страхи, семья, дети... Всё моё естество горячо шептало в ухо — беги! Но бежать было поздно. Рыбка обречённо вздохнула и снова посмотрела на единичку, зеркально приклеенную в углу лобового стекла. Я — номер один.
Программа, которую компания Audi ежегодно проводит в Карелии с середины января по конец марта, именуется «Четыре дня с quattro». Начало ей было положено в 2004 году, и с тех пор в гостях у полного привода Audi побывали порядка трёх тысяч человек. Естественно, в их числе были журналисты, которые в бесчисленных статьях описали происходившее с ними, и я, готовясь к поездке, конечно же, проштудировал эти истории. К сожалению, по прочитанным текстам мне так и не удалось разобраться, чем многодневное сосуществование с quattro грозит новичку — никто из коллег не захотел показаться перед читателем салагой. На этот счёт я провёл аналогию с запущенным в космос сверчком: он перестаёт быть насекомым, потому что сразу становится космонавтом. Увы, у меня так не получится, поэтому рассказ будет как есть — от лица понурого новобранца.
Оказывается, в названии «Четыре дня с quattro» кроется казус. Путь на базу в деревню Косалма совсем не близкий, и фактически весь первый день проходит без quattro: в автобусе, поезде или самолёте. По программе вы приезжаете к пяти вечера, надеваете комбинезон, шлем и идёте кататься по льду на картинге — это ещё не quattro, но нелишний эпиграф. Не пропустите! После этого
Кем бы ты ни прибыл в Карелию — гуппиком, гонщиком или триальщиком, — домой ты уедешь другим существом, которое отличается от всех прочих как минимум двумя вещами: незабываемыми впечатлениями от пережитого и непередаваемым удовольствием от нажитого. Ну и твёрдым намерением вернуться на карельский лёд при первой возможности. Кстати... вернуться хочется уже в первый день занятий... Я говорю о желании поскорее вернуться домой! Забыть пережитое действительно невозможно. Цепь событий восстанавливается очень легко и смотрится как неторопливый фильм. Первый, он же второй день с quattro. Восемь тридцать утра. Небо белее снега. Кристально чистые, полностью заправленные автомобили выстроены ровненькой линией, прогреваются и еле слышно урчат. Дымок из выхлопных труб напоминает пар горячего кофе или чая. Видеть полную боеготовность машин приятно и тревожно, потому что сам ты готов в куда меньшей степени. Это исключительное по своей природе переживание — тебе хорошо и плохо одновременно. Запишем ещё один курьёз в копилку карельских курсов Audi.
Ко мне подсаживается незнакомый, огромный и спокойный Лёша. Теперь он тоже номер один, это наше с ним имя на все дни с quattro. К машинам бодро выходит шеф школы Евгений Васин, с прищуром оглядывает экипажи. Как и на всех остальных инструкторах, на нём чёрная одежда с четырьмя кольцами и меховая шапка из вывернутого наизнанку карельского животного.
Васин мне откровенно не нравится. Я занимался у него летом в подмосковном лагере Audi и быстро невзлюбил его: нервный, кричит в рацию, ставит непонятные задачи, а уникальные методики его — типичный набор змеек. И вообще такая комфортная марка, как Audi, несовместима с таким вот... Забегая вперёд, скажу, что по прошествии всех дней с quattro я был готов кинуться Евгению Васину в ноги или броситься на шею, как к воину-освободителю или отцу. В итоге, правда, меня хватило лишь на рукопожатие и путаный набор слов благодарности. Более заискивающей улыбки я на себе отродясь не видел. За Васина отныне загрызу любого, кто младше меня и слабее.
Будучи ребёнком, я сильно сомневался, что смогу сесть за руль и стать полноценным водителем. Наилучшая возможность езды на автомобиле, которую я для себя теоретически допускал, являла собой чистое поле, чтобы вокруг ни карельской берёзки, ни души, и неприхотливую, очень прочную машину. И в Карелии меня здорово утешала мысль, что школа Audi спроецировала мою безопасную ситуацию — тренировки проходят на бескрайних просторах, на дороги общего пользования ученики не выезжают, не считая трёхсот метров езды колонной от базы туда и обратно, а седан A4,
Если вдуматься, именно замёрзшее озеро, а не чистое поле идеально подходит для автомобильных тренировок. Только тут, на льду, можно скользить, не сжигая резину и не теряя шипы. Только здесь, среди одних лишь сугробов, можно наглеть, не боясь разбить машину, сбить дерево, дом или сына. Безопасность близка к абсолютной — за всё время занятий в Карелии ни одного несчастного случая в школе Audi не зафиксировано. Самый мрачный сценарий — столкновение автомобилей — был бездарно экранизирован в прошлом году, когда по недосмотру инструкторов
Водоём, на котором происходит ледовое побоище, называется Кончезеро (или Кончозеро). Мороз тут лупит на пару с порывистым ветром, и кажется, что ты «конч», не успев «нач». Васину со товарищи холод нипочём. Они начинают, как всегда, с правильной посадки, настройки рулевой колонки и тому подобного. К чести инструкторского штаба, постигать азы на морозе приходится недолго — вводную по этим вопросам дают накануне вечером в отапливаемом помещении. А все необходимые уличные брифинги куатровцы укладывают в
Выживание самих наставников школы, беспрерывно стоящих на морозе в течение четырёх часов, — феномен, не имеющий правдоподобного объяснения. Воспользовавшись тем, что любого инструктора можно назвать Алексом (они сплошь Алексеи и Александры), я спросил первого попавшегося из них о секрете морозоустойчивости. Ответ был крайне незатейлив: «Я когда чувствую, что замерзаю, — бегу. То есть вижу — конус упал. Говорю: ребят, я поставлю. И побежал. Так и греемся. Да и это разве холодно? В Красноярске однажды минус 35 было, и ничего».
Занятия по уникальной методике Евгения Васина начинаются со змеек. Огромная, полностью очищенная от снега ледяная площадь — это полигон активной управляемости. Упражнения размечены конусами, которые во время выполнения заданий летят во все стороны и путешествуют под днищами автомобилей сотни метров. Проблем всего две — либо ты едешь слишком далеко от конусов, почти что по соседнему Укшозеру, либо чересчур близко, а значит, прямо по ним.
Рация шумит знакомыми вроде бы выражениями: «точка входа в поворот», «точка выхода», «вершина поворота», «сброс газа — манёвр — газ». Смысл этих слов
Те или иные нарекания инструкторов получают все экипажи без исключения. Вначале всех стригут под одну гребёнку, невзирая на прошлые заслуги. В дальнейшем гребёнки варьируются — кое-кого поощряют заметно чаще, и до добра это не доводит. Вслед за похвалой, как правило, случается грубая ошибка. Возьмём моего огромного напарника. Лёша профессионально рос на глазах — только благодаря его успехам экипаж № 1 сохранял приемлемое в сумме лицо. Но едва услышав «отлично, первый номер!», мой товарищ вдруг принимался рихтовать нашей машиной бруствер. И кстати, в такие моменты к переднему пассажиру приходит истинное, наивысшее понимание термина «неизбежность». Ты просто сидишь и обречённо смотришь в окно, как на тебя стремительно надвигается цунами — и боковой удар, буф!
И всё равно Лёша молоток, поскольку у меня дела были швах. Если ты деморализован, то, как все неофиты, начинаешь упиваться сокрушительным поражением, выходить на старт столь подавленным, что кажется, иные идут на казнь с большим воодушевлением. Само собой, результаты гуппика от самобичевания лучше не становятся. Выход из этой ситуации один — поднапрячься, поднатужиться, крякнуть и сломать себя через колено. Худшую половину выкинуть, с оставшейся жить.
Очередной quattro-казус. Шеф-инструктор не устаёт повторять, что его принцип — «от простого к сложному». Тем не менее «простое», которому посвящены первые занятия, даётся намного сложнее. Говорю не только за себя — за многих. И Васин, и его ангелы Алексы признают, что неоднократно были свидетелями преображения, когда пилот, проваливший в первый день всё на свете, на второй день ехал с каждым разом всё увереннее и становился нормальным человеком.
Но у нас тут всё ещё первый день. То есть второй день с quattro, а по сути первый. Я плохо соображаю, мы ездим, кажется, по коротким коридорам из конусов. Есть все подсказки — где войти в поворот и выйти, когда начать тормозить, когда отпускать педаль и поворачивать руль. Автомобиль под моим управлением уже скользит, только это не управляемый занос, а инерция и балаган. Сердцем и душой понимаю — исполнить ни черта не могу. Даром со мною мучился самый искусный маг... Во время обеда не могу выдавить из себя ни слова, традиционную карельскую пищу в себя затолкать тоже не могу. И я не один такой, опустошённый с остекленевшим взглядом.
Привод quattro в прошлом году отметил
Морозостойкие Алексы выстроили змейку с глубокими заходами, на которой автомобиль нужно подхватить из левого заноса и отправить в правый, используя некий «хлыст». Главная проблема — я не должен поворачивать руль в сторону заноса, стабилизируя машину. Это невозможно, потому что идёт вразрез с инстинктами и рефлексами! Руль в сторону заноса — это... это святое... А Васин только и говорит: «Забудьте, чему вас до этого учили». С такого чудовищного открытия начался второй день с quattro, наступивший сразу после обеда.
Конусы разлетаются со страшной силой, и инструкторы строго интересуются, чего это мы устроили тут Сталинград. Разошёлся вовсю и Евгений Васин, которого я поначалу едва нашёл в эфире, — до того спокойным и молодым голосом он раздавал указания. Сейчас шеф школы quattro гремел в рации как авиадиспетчер, тщетно пытающийся заставить пилотов падающего
Наша колонна прощается с ледяной площадью и оранжевыми конусами — сюда мы больше не вернёмся. Мой напарник Лёша радуется перемене мест и признаётся, что среди конусов ему ездить ну чисто психологически тяжело. Дальнейшие занятия проходят на прокопанных в снегу закрученных трассах, где поворот — это настоящий поворот, а не яркий пластмассовый предмет. Соответственно, резко подрастает цена ошибки, и к нашей прежде однородной колонне автомобилей Audi присоединяется брутальное изделие марки Mitsubishi.
Пикап Mitsubishi L200 с лебёдкой — скорая помощь для тех, кто, как выражается Евгений Васин, «повис на сугробе». Вылететь с трассы хоть единожды пришлось каждому экипажу. Включаешь нейтральную передачу и ждёшь техничку. Формального наказания за улёт не существует, но ты должен отдавать себе отчёт —
В седане Audi A4 сзади места впритык, и я прижимаюсь на своём переднем пассажирском вплотную к бардачку, чтобы сзади поместился мой огромный напарник. За руль сел инструктор Александр и стал показывать мастер-класс — скрести автомобилем маленькую овальную трассу. В поворотах он прижимался передним бампером к сугробу и заставлял машину ехать в скольжении боком. Жёстко, властно, сразу видно — профессиональный гонщик. Нет в его действиях ничего общего с тем, как девушки проводят помадой по губам — это будет моя, пораженческая модель поведения. Уступая место за рулём, наставник неожиданно поинтересовался, есть ли у нас вопросы. Мы пожали плечами, хотя один серьёзный вопрос у меня был — «А можно я не буду выполнять это упражнение?».
Прижиматься к сугробу внутри овала означает оставаться во внутренней части поворота, и это правильно. Отъезжать в повороте к внешнему краю трассы, то есть наружу, не следует. Увы, по наружной стороне мы преимущественно и скользили. Понимание ошибки пришло после того, как зелёная зажигалка BIC проехала вокруг пепельницы и поставивший на стол бокал пива Алекс ответил: «Нет, машина не поедет в сугроб, если при повёрнутом руле грамотно работать газом». В этот момент в бар вошёл другой экипаж, схватил зажигалку, поехал ею вокруг пепельницы и спросил, действительно ли автомобиль не нырнёт на повороте в сугроб. Александр терпеливо повторил ответ.
Нет, ну правда, невозможно сразу поверить, что машина не отправится туда, куда ты повернул руль, да ещё и поддал газу. Парадоксы, рефлексы, инстинкты... Кстати, в Карелии обратиться к инструктору за разъяснением в неформальной обстановке — обычное дело, и очень полезное. Впрочем, не для всех. Например, ребята, у которых оставались силы и не было вопросов, вместо бара отправились играть в русский хоккей, с мячом и в валенках. Звали и меня, пришлось сказать, что я трус и не играю.
Утром третьего дня с quattro мы с напарником, как обычно, убедились, что оба требования к тренировочному автомобилю выполнены: он переведён в режим Dynamic, система стабилизации отключена. После был кратко обсуждён возникший над Кончезеро гигантский светящийся шар. Лёша заявил, что солнце — это прекрасно. Я спросил, любит ли он ездить с опущенными противосолнечными козырьками. Несмотря на нелюбовь, от слепящих лучей мы закрывались до самого вечера.
Кстати сказать, на нашей машине выключать ESP не было никакой необходимости — у нас вообще не работала ABS. Такой «опцией» кроме нас мог похвастать только экипаж № 6, и мы с ними немного гордились «честностью» своих машин. Впрочем, это стоило некоторых усилий — если ты не имитируешь работу ABS, нажимая на педаль тормоза прерывисто, колёса твоего автомобиля при замедлении перестают крутиться, превращаются в полозья, и ты уезжаешь на санках Audi A4 в сугроб на свидание с вечно опаздывающим японским пикапом Mitsubishi L200.
Карельское светило огромное, с неровными расплывчатыми краями, и когда на уличном брифинге Евгений Васин чертит на доске кривой круг, кажется, что он рисует портрет Солнца. Сегодня у нас два «круглых» упражнения. Друг от друга они, однако, отличаются сильно. В первом задании нужно гонять автомобиль, как часовую стрелку по циферблату, удерживая его в постоянном боковом скольжении. Во втором упражнении надо влететь на круг сбоку из въездного коридора, сменить направление заноса, проехать поворот по внутренней части, перед выходом с круга развернуть и стабилизировать машину, ровненько выехать по выездному коридору. Примерно так забирают друзей, ограбивших банк. «Ну что, готовы?» — «Более-менее...» — «Что это значит?» — «Лёша вот более, а я менее...»
После знакомства с условиями в голове запульсировало слово «автородео». Нахлынули детские воспоминания, как мы с мамой и братьями на стадионе смотрели трюки советских каскадёров на автомобилях. Они водили «Москвич» на двух колёсах, а теперь нам в Карелии, судя по всему, придётся поездить и на одном колесе. Третьим упражнением, видимо, будут прыжки с трамплина через горящий обруч... И знаете что? А пусть. Если невыполнимые задания следуют одно за другим, ты перестаёшь удивляться и переживать. Самое время смириться с участью — будь что будет...
Рации в машинах, по идее, работают в одностороннем режиме, хотя при большом желании ответить инструктору можно. И я созрел. Дело в том, что следящий за моим «стрелочным» скольжением по кругу Алекс заявил, будто у меня получается, причём лучше и лучше. Разумеется, после неожиданно добрых слов я на заблокированных колёсах вошёл на полкузова в бруствер. К счастью, своим улётом я не задержал весь пелотон — участников уже разбили на группы, да так, что в своём дивизионе мы с Лёшей были одни! Индивидуальная сессия! Напарник рад, и я рад. Мы нарезаем круги, азартно нарезаем. «Слушай, ну ты ведь вкатался, реально вкатался», — это уже мне коллега говорит. Я и сам, признаться... улыбаюсь...
Единственно верное и незаменимое слово — «вкатился». Окончательно я осознал это, выехав на непростую трассу, состоящую из всех тех элементов, которые мы до этого проходили по отдельности. Понимание буквально снисходит, освещает. Это касается и «динамического хлыста», и поворота руля на небольшие, но достаточные углы, и быстрой работы баранкой с необходимыми точными подруливаниями, и выделения времени, чтобы автомобиль принял твой манёвр... Вся чуждая автоспортивная терминология, казавшаяся неподходящей для описания чего бы то ни было, вдруг пропитывает тебя, становится родной речью. Я пишу «вдобавок к заносу задней оси под газом происходит снос передней» и ясно себе это представляю — знаю, как это сделать на практике.
Настроение экипажа превосходное. Мы едем и смеёмся над звуковым безобразием в салоне. В рации сели батарейки, она пищит на все лады за компанию с ещё
Мы делаем, и мы ошибаемся. Прогресс не исключает системных сбоев, но он чувствуется. Ущипнув себя, не перестаёшь удивляться переменам. В отличие от лирического героя песни «Машины времени» ты отчётливо представляешь, что несёт тебе новый поворот и как, по какой траектории его проходить. Ты заглядываешь за него и видишь, стандартный он или длинный, быть тебе внутри или остаться снаружи. То ли сделать заход и проскользить, прижавшись к вершине, то ли пройти в скольжении всю дугу. То ли оттормозиться по максимуму и выползти из шпильки медленно, но самому, без L200.
При познании методом вкатывания, насколько я прочувствовал, работает комплекс всех систем человека, а не разум и конечности по очереди или по отдельности. Уровень тут скорее подсознательный. Безусловно, достигнутое понимание — неидеально. Припев песни «Властелин колец» группы «Жуки» горланить ой как рано. Грубых ошибок предостаточно, фронт работ огромен, однако некие базовые принципы, без которых ты непонятно как жил, отныне и навсегда с тобой. Самое время рассказать, что этот опыт даёт в повседневной жизни.
Вечером предпоследнего дня с quattro я включил iPad, запустил игру Need for Speed и, пользуясь освоенными навыками, с ходу проехал на две звезды из трёх самую свою затычную гонку. Если говорить не о виртуальной реальности, то я даже во двор стал заезжать иначе. В каждом повороте стали автоматически определяться вершина, если она есть, выстраиваться траектории. Стало интересно смотреть гонки по телевизору, потому что понятно, кто и что делает, насколько успешно. А сколько всего, должно быть, осталось на том самом подсознательном уровне...
«Четыре дня с quattro» завершились двумя увлекательными событиями. Первым была телеметрия — нововведение нынешнего года. Каждый участник, сделав по специальной трассе четыре тренировочных круга, проезжал её в зачёт — во время заезда велась видеозапись из салона через лобовое стекло, считывались данные со спидометра, тахометра и акселератора. Эти видеоролики вместе с подробной фотолетописью пилоты увезли домой на
Второе событие — традиционное соревнование — пришлось на заключительный день. По результатам квалификационных заездов инструкторы определили восьмерых сильнейших, которые на неприятной, узкой и вихляющей трассе сразились на выбывание. И надо же, мой огромный товарищ Лёша, начинавший, напомню, не блестяще, в итоге выступил великолепно и завоевал третье место! Я проехал аккуратно, без риска и вполне ожидаемо не попал в восьмёрку полуфиналистов. Однако и самым последним не стал —