В этом году два знаменитых автомарафона — «24 часа
Лучшим способом следить собственно за гонками по-прежнему остаётся телетрансляция. А если уж вы решились на выезд «в поле», то, скорее всего, толком ничего не увидите. Обе трассы огромны, трибун относительно мало, и видно с них только небольшой кусочек трека, на котором час за часом происходит одно и то же. Большинство зрителей едут на гонки просто тусоваться. Пропитаться особым духом, состоящим из запахов дыма, сосисок, тёртых шин, выхлопных газов, спиртного и новых брендированных шмоток. Только сортиром не пахнет почему-то, хотя кажется, что народ себе ни в чём не отказывает. У толпы в
В
Гонка на Нюрбургринге, в отличие от лемановской, — любительская, тут очень много рента-драйверов. Автопроизводители здесь предпочитают поддерживать сильных частников. Хотя статус мероприятия растёт, и в этом году команды Volkswagen, BMW, MINI и даже Subaru были представлены заводскими спортивными отделениями. Да и Audi с Porsche отчётливо присутствовали. Держал дистанцию только Mercedes, несмотря на то что на старт была заявлена целая армада клиентских купе SLS AMG GT3. Билеты тут дешевле, в паддоке народ теснится прямо у тентов, под которыми механики колдуют с техникой. Боксы, выходящие собственно на пит-лейн, переполнены: в иных по пять машин разных команд, а то и больше. И наше с вами «в тесноте да не в обиде» — совсем не про Нюрбургринг. Во время квалификации между механиками местами вспыхивают стычки, потому что
Поскольку трасса проложена в лесу, то зрители — немного партизаны. Трейлерные паркинги запружены. Поездка в фольксвагеновский бивуак — словно переброска на огневой рубеж. Фотографам тут сложнее. Для них предусмотрены трансферы на несколько ключевых точек. Но верный конь наиболее продвинутых — горный велосипед или кроссовый мотоцикл. Это в Ле-Мане у меня была своя машина, на которой, пусть и с трудом, я мог доехать до любого места на круге. А в Эйфелевых горах нужно ходить пешком. Если дождливо (а тут чаще всего именно дождливо), то вдоль трассы приходится месить грязь. Однако для VIP-гостей, которым не надо никуда ездить, Нюрбургринг, пожалуй, предпочтительнее. Здесь всё компактнее, уютнее: гостиницы расположены в шаговой близости от трассы гран-при, где установлена большая часть трибун. Кусочек Северной петли проходит через городок Аденау, где есть и магазины, и рестораны...
Новый торгово-развлекательный комплекс так называемого Большого Нюрбургринга современнее, чем всё, что есть в
Я по натуре не зритель, должен что-то делать, даже если программа не предусматривает ничего, кроме отдыха. Решено совершенствоваться в фотографии. Спортивная техника в её подчёркнутой функциональности, сухости и неприкрытой агрессии — отличная натура. А кольцевые гонки — идеальные условия для самоучения методом проб и ошибок. Российское представительство фирмы Nikon по дружбе снабдило меня отличной техникой — учись не хочу. Но, чтобы фотографировать в непосредственной близости от трассы, из-за шин и отбойников, мало одной пресс-аккредитации — требуется специальный фотографический жилет-вездеход. Количество жилетов ограничено, спрос превышает предложение. Поэтому дают их не на все 24 часа, а на два четырёхчасовых отрезка в течение гонки. У меня нет опыта работы на подобных мероприятиях, поэтому в
Увы, на пит-лейн в
После традиционной коллективной фотосессии пилоты смешиваются с толпой. Кто-то успевает дать предстартовые интервью, кто-то — сфотографироваться с полуобнажёнными девчонками, выставленными на холодный ветер спонсорами. Иные держатся ближе к своей машине, демонстративно пряча уши от лишних вопросов в наушниках плейера, как, например Франк Монтани из Peugeot. Другие, как Андрэ Лоттерер из Audi, лезут от вопросов на стену. В буквальном смысле. И настраиваются на гонку, сидя на противоположном от пит-волла отбойнике, свесив ноги. Практически последним на трассе появляется Алан Макниш — двукратный чемпион
В какой-то момент маршалы вычищают стартовую прямую от посторонних при помощи простой верёвки, растянутой поперек дороги. Один конец в руках пожилого мужчины, что идёт вдоль стоящих наискось машин. Другой — у усатого француза, марширующего по противоположному краю асфальта, отмеряя дистанцию до пилотов, уже стоящих внутри нарисованных на газоне кружков.
Ничего подобного на Нюрбургринге нет. Автомобили сразу занимают места по ходу движения, согласно стартовому протоколу. На первом ряду после блестящей квалификации Ferrari 458 и Mercedes SLS. Но в последние минуты перед стартом машины превращаются в островки, вокруг которых плещется людское море. Стартовая прямая открыта для всех желающих (при условии, что они купили билеты подороже)! Пробираясь сквозь толпу в белом фотографическом жилете, я завидую белой завистью маленьким пацанам, которых отцы ведут через десятки рядов Porsche, Audi, BMW, Мерседесов и бог знает чего ещё. Фантастические, надо думать, переживания! Ведь вся эта техника не в музейной пыли, а в крохотных капельках пота — влага оседает на оклеенных рекламой панелях. И их можно стереть своей рукой. Или попросить папу, чтобы подсадил, и украдкой потрогать шлем любимого пилота, спокойно лежащий на крыше. Потрескивают выпускные системы, остывая после
Старт в
Коллизия, столкновение... Как когда-то в Колизей, толпа ходит на гонки, чтобы увидеть аварию. Но уровень пилотов, к счастью, высок, и происходит это нечасто (хотя
В берушах возникает другая проблема: не слышно дизельные прототипы, бьющиеся за победу в абсолюте. Если к приближению «девятьсот восьмых» Peugeot, оснащённых турбодизелями V8, ещё можно приготовиться заранее, то шестицилиндровые Audi R18 появляются внезапно и исчезают из виду с еле различимым «фр-р-р-р-р-р-р». Притом скорость, с которой перемещаются машины старшей категории, не поддаётся осмыслению. Вот мимо, к примеру, проносится грозное купе Ferrari 458 класса GTE Pro с во-о-от таким антикрылом: я же ездил на гражданской «четыреста пятьдесят восьмой» и знаю, что она дьявольски быстра. Но следом пролетает пара прототипов LMP2 и унизительно быстро настигают Ferrari. А затем появляется Audi R18 и проходит ту же связку поворотов, как ничто другое, словно законы физики писаны не для него. «Фр-р-р-р-р» — словно Audi идёт на сверхзвуке, и следом через пару секунд подкатывается громовая волна... Нет, это просто невыносимо медленный — как кажется на контрасте — Ford GT! В моём архиве больше всего снимков чемпионской машины Audi №2, но резких — раз-два и обчёлся. Неуловимая бестия!
На Нюрбургринге нет столь быстрой техники, зато она разнообразнее, и разница в скорости между автомобилями младших и старших классов не менее существенна. Многие опасные ситуации вырастают именно
Технические отказы и лёгкие стычки происходят постоянно, так что в паддоке безостановочно кипит работа. Когда ночь спускается на Нюрбургринг, я перебираюсь в боксы. Здесь, конечно, суперинтересно, но все вокруг на нервах. Кажется, что между собой борются даже шланги пневмодомкратов соседних команд. Меньше всего в такой сутолоке хочется кому-то помешать. Смотришь не столько в камеру, сколько по сторонам, дабы случайно не оказаться под колёсами или под
В
Когда небо только начинает оживать в предвкушении зари, испытываешь какое-то облегчение. Жаль, я не видел своих штрафных квитанций, пришедших позднее в представительство Peugeot. Какое время суток на них? Думаю, виноват именно рассвет. Представляю, как радуются первым лучам уморенные ночью гонщики. Прохладный воздух — вкуснятина, деликатес для двигателя внутреннего сгорания. Солнышко кладёт тонкий слой позолоты на макушку мостика Dunlop, гравий зон безопасности нежно-розов. По склонам вдоль трассы мирно спят фанаты в своих разноцветных мешках. А быстро мчащиеся мимо автомобили — словно обрывки последних снов.
И как ночная фея с лицом, заляпанным ошмётками шин и мертвыми насекомыми, — «ф-р-р-р-р» — пролетает на серебряных крыльях единственный оставшийся в гонке прототип R18 со счастливым красным огоньком лидера на боку. А за ним угрюмым роем — один, два, три Peugeot 908. И всё это так романтично в утренней дымке, и кажется, что пропитанные влагой отбойники погасят любой самый страшный удар... Потом вдруг раз — и Corvette Яна Магнуссена, поскользнувшись, врезается в стену там, где я стоял вчера с фотоаппаратом и удивлялся количеству осколков под ногами.
Вернувшись в VIP-ложу Peugeot в поэтическом настроении, я окунаюсь в душную атмосферу нервозности. Audi и самый быстрый из «девятсот восьмых» после каждого пит-стопа меняются местами. Пытаясь как-то зафиксировать этот момент, я хочу поймать в кадр профиль R18, когда он мелькает между двумя командными мостиками Peugeot. Кость в горле. Спускаю затвор каждый раз, когда чёрная с серебром машина пробегает мимо. И на меня косятся. На чьей я вообще стороне?
Я — за сказку со счастливым концом. За молодёжный экипаж Audi №2, который никто, наверное, не назвал бы фаворитом
На одном из огромных экранов, что стоят вдоль трассы, снова слёзы. Вчера плакали от радости в боксах Audi, когда Макниш выжил. Теперь плачут с досады — французы в боксах Peugeot. Не догнали... На финал этой драмы я остаюсь с той стороны финишной прямой, которая ближе к трибунам. Сажусь на отбойник так же, как перед гонкой сидел Лоттерер, и наблюдаю за тем, как после снятия оцепления болельщики заполняют трассу. Кто-то становится на колени и целует асфальт. Жаль, я трезвый — тоже поцеловал бы. И гравий поцеловал бы, и отбойник, и симпатичную француженку-фотографа, что сидит рядом со мной на стене. С той стороны, под подиумом, давка. Помещения команды Peugeot по иронии судьбы ближе всех к мостику, на котором стоит пъедестал. Кажется, что вся их часть здания сочится горечью. Хотя на вторую и третью ступени поднимаются два французских экипажа. Француз есть и в чемпионском трио, но спиной чувствую: трибуны не видят в этом повода для национального праздника.
Вот на Нюрбургринге я вдоволь натолкался у подиума. Здесь дышалось легко, воздух был свободен от примеси общенародного разочарования, потому что победили те, кто должен был победить. Люди искренне радовались за безумных парней с яйцами из высоколегированной стали, которых из года в год нанимает Porsche и Manthey Team для участия в этой ни на что не похожей гонке. Лиеб—Люр—Бернард—Дюма и их салатовый «девятьсот одиннадцатый» такая же неотъемлемая часть торжества, как борода их шефа Мантая.
Вообще все довольны: BMW радуется своему второму месту, Audi — третьему. Каждый финишировавший здесь счастлив уже тем, что сдюжил. Народ веселится, гордится собой. Общий позитив такой, словно нет тут вообще проигравших. Однако они есть. Горюют в команде Heico Motorsport над своим непутёвым Мерседесом SLS. Он ведь мог приехать на подиум в своей самой первой гонке «24 часа Нюрбургринга», но дал осечку на последних кругах. А Audi R8 LMS тут как тут! Прячут слёзы мерседесовские гонщики, ходят подавленные механики... И как-то невесело глядит вслед разъезжающейся публике серая громада Большого Нюрбургринга, снова оставаясь в тишине наедине со своими большими проблемами. God save the Ring!
Колёса
Надо сказать спасибо ребятам из Peugeot за то, что в Ле-Мане я был предоставлен сам себе. Мне выделили кроссовер 3008 c дизельным двигателем 1.6 (109 л.с., 240 Н•м) — такие должны появиться и в России. Мой беджик с надписью «Media» плюс немножечко наглости — и мы с «пыжиком» подбирались к гоночному треку так близко, как только позволяла география подъездных дорог. Почему-то мне кажется, что ни с каким другим автомобилем такие фокусы не прошли бы. Просто у «три тысячи восьмого» какой-то очень деловой вид. В белом цвете он сойдёт за служебную машину любой французской организации даже без специальных цветографических схем. Я ломился в наглухо закрытые двери, и они открывались перед его самоуверенной физиономией. А может быть, секрет в том, что вся обслуга трассы болела за Peugeot? Так или иначе, я мог не таскать съёмочную аппаратуру на себе за километры от паркингов — чаще всего машина с ней была рядышком.
Мне понравилось, как в Peugeot сделан интерьер, но не понравилось, как автомобиль едет. Главные недостатки — неинформативный рулевой механизм, словно залитый резиной, и неоправданно жёсткая подвеска. В повадках машины нет той спортивности, ради которой я согласился бы терпеть дискомфорт от взаимодействия шасси с неровностями. Огорчил и механизм переключения передач, хотя я надеялся, что после выхода RCZ ситуация в этой области изменится к лучшему. Увы, «мешалка» тут старой школы: длинноходная, со средненькой избирательностью привода. Моя машина не была укомплектована фальшполом грузового отсека: между салоном и багажником присутствовала высокая ступенька. Я стащил из гостиницы постель с подматрасником, одеялом и подушкой, но постелить себе смог только на небольшой площадке, образованной сложенными спинками. Зато в машине неплохая шумоизоляция, и прикорнуть можно было даже в непосредственной близости от трека. Признаться, я ждал большего от Peugeot. Как, впрочем, и все в
Инструмент
Все без исключения фотографии в этом материале сделаны камерой Nikon D700, которая после этой автоспортивной эпопеи стала для меня чем-то большим, чем просто рабочим инструментом. Никогда за мою почти десятилетнюю карьеру репортёра у меня не складывалось таких отношений с фотоаппаратом. Возможно, я просто никогда столько не снимал. Что ж, значит, не хотелось. А теперь хочется. Правда, у «семисотки» отсутствует видеорежим, и ради этого пришлось везти с собой ещё одну камеру D7000. Хотя в конечном итоге оптимальной комбинацией для полевых условий стали D700 и «айфон».
В принципе топ-модели разных производителей делают картинку сравнимого качества. Да и не такой я профи, чтобы безапелляционно судить о конкурентных преимуществах той или иной марки. Но продукт — это часть успеха. Мне очень понравилось то, как Nikon относится к профессионалам, которые имеют с ним дело. Я не говорю про российское представительство, работать с которым одно удовольствие. В пресс-центре Ле-Мана, например, было оборудовано выездное бюро службы Nikon Professional Serviсes, которое производит ремонт и обслуживание техники для аккредитованных фотографов. Офиса фирмы Canon я что-то по соседству не видел, хотя это наиболее распространённая техника среди нашей братии... Само собой, что в этот репортаж вошла лишь маленькая часть собранного фотоматериала, но у нас, как известно, безотходное производство — смотрите галерею «Крупным планом», а также альбомы «24 часа