Финальный этап сезона-2012 в окрестностях Каталуньи начинался банально — в квалификации не было равных Себастьену Лёбу, а вот второе время, к радости российских болельщиков, выдал Евгений Новиков, выступающий в этой гонке на покрышках китайского производства DMACK. Так как в первый день трасса была проложена по гравийным дорожкам, то фавориты выбрали себе стартовые позиции во втором десятке. Как показал первый день боевого пути, это было не самое удачное решение. А всё изменила погода — прошедший дождь превратил дорогу в грязевое месиво, и положение только ухудшалось с каждым проездом автомобиля.
Лучше всех с условиями семи километров первого допа справился Латвала. Финн возглавлял протокол, хотя отрыв от Лёба составлял всего полсекунды, а от Хирвонена — 1,7. Дальше в первой десятке за ними расположились Солберг, Невилль, Танак, Остберг, Никара, Сордо и Прокоп. Новиков совершил ошибку на трассе, поэтому показал только 15-е время. Но уже следующий серьёзный спецучасток (44 км) сделал гонку нетривиальной и хорошенько перетряхнул очковую десятку. В лидеры вырвался Отт Танак, а в десятой доле секунды от него шёл Мадс Остберг — оба пилота поделили победу на втором CУ! Латвала не справился с обилием воды на дороге и потерял время из-за разворота, опустившись на пятую строчку. А Лёб просто проехал доп медленно, чтобы наверняка добраться до финиша, — француз занял четвёртое место. На третьей позиции удержался Хирвонен.
А вот дальше из гонки на этом спецучастке выбыли сразу несколько экипажей — Невилль, Солберг и Миккельсен сломали подвеску, причём в одной и той же яме на трассе. Петтер был недоволен Тьерри — француз первый угодил в эту ловушку, но и не подумал предупредить следующие за ним экипажи об опасности. Новиков же проехал СУ хорошо и благодаря сходам поднялся на девятое место, расположившись за Сордо, Прокопом и Никарой. На десятую строчку вышел Аткинсон, работающий в пятницу бульдозером. После следующего утреннего допа в списке финишировавших не досчитались Сордо и Прокопа — чех убрался ещё после финиша предыдущего СУ. Так что Новиков и Аткинсон поднялись ещё на пару позиций, а в десятку вошли Вейс и Брин. Перед обедом опять сменился лидер ралли — Остберг сумел опередить Танака, отрыв между ними составлял почти три секунды.
Во второй половине пятницы Мадс излишне не рисковал и смог сохранить первую строчку. Но ему в спину уже дышал раскатившийся Лёб — к концу дня гонщиков разделяло полминуты. Латвала также набрал ход, как и француз, преодолев Хирвонена и Танака. Эстонец явно потерял концентрацию и пропустил вперёд ещё и Микко. Новиков сначала показал отличный результат, выиграв четвёртый доп, но на следующем СУ ошибся, вылетел с трассы и застрял в грязи. Выбраться своими силами экипажу не удалось, так что судьи записали сход. Но даже несмотря на пропуск двух допов, Евгений удержался в первой десятке, хоть и на последнем месте. Перед россиянином ехали Брин, Вейс, Никара и Андерссон. Аткинсон же вылетел из десятки с поломкой привода.
Субботняя секция ралли была проложена по асфальтовым дорогам, так что передача лидерства Лёбу была только вопросом времени. После пятницы и сам Остберг в этом не сомневался, но если бы норвежец не ошибся на восьмом допе, возможно, Мадсу и удалось бы удержать Себа позади. А так вперёд прошёл ещё и Латвала, оставив Остберга на третьей строчке. К концу субботы Мадс вовсе сдал и отдал последнее место на подиуме Хирвонену, а затем пропустил вперёд Танака. Эстонец прибавил темп и вознамерился в воскресенье побороться за подиум с Микко. В хвосте десятки начал прорываться Новиков, и хоть Евгений ехал в спокойном для себя темпе — к финалу дня россиянин смог подняться на восьмую позицию.
В субботу спустя пару часов после прибытия в сервис судьи наказали Новикова 10-минутным штрафом за слишком истёртые покрышки. Хоть резины у россиянина и осталось меньше обязательных 1,6 мм, доехал до ночного парка он без проблем и на целых шинах. Но с правилами не поспоришь, и, чтобы не схлопотать новых штрафов, в воскресенье Новиков ехал очень осторожно и неторопливо.
Отброшенному на 11-е место россиянину до очков было целых шесть минут, так что в десятку можно было попасть только благодаря чьему-либо сходу выше. Что и произошло, когда на утреннем допе воскресенья на трассе перевернулся Вейс. Но из-за медленного темпа к россиянину начал приближаться Прокоп. Набрал скорости и Остберг, до обеда преодолев Танака и угрожая третьему месту Хирвонена. Отт же, пытаясь отыграться, после обеда вылетел, освободив ещё одно место в десятке. Но вакантное место занял не Прокоп, а Сордо, выигравший несколько субботних и воскресных допов, а наседал на испанца Солберг. Прибавивший испанец обошёл и Новикова, а вот Солберга Женя сумел удержать позади, финишировав в итоге десятым.
Среди лидеров также шла борьба, Латвала потихоньку начал приближаться к Лёбу, отыгрывая по десятку секунд на спецучастке. Занимающий третье место Хирвонен в их драку не вмешивался — его задачей была защита третьей ступени от притязаний Остберга. Но обойти соперников ни Яри-Матти, ни Мадсу всё же не удалось, на финише каждую пару разделило меньше десяти секунд. Остальные места в очковой десятке достались Никаре, Брину, Аткинсону и Андерссону, а баллы за призовой пауэр-стейдж — Латвале, Сордо и Лёбу.
Сам сезон выдался вполне традиционным с полным доминированием Лёба и Ситроена, но следующий год обещает стать интригующим в связи с уходом француза в отставку. И хотя WRC также потеряет две заводские команды Форда и MINI, в первенство придёт мощный Volkswagen, а в 2014-м — Hyundai, команда M-Sport должна удержаться на плаву с деньгами Катара. Утверждён и новый промоутер, так что будущее раллийных соревнований вполне светлое.
Но между тем пертурбации в чемпионате мира по ралли всё не утихают. На этот раз участников и организаторов этапов заставило волноваться решение FIA сменить хронометриста в гонках. На 2013 год обязанности наблюдения времени в WRC от компании Stage One Technology, занимающейся этим последние десять лет, перейдут к испанской фирме Sistemas Integrales de Telecomunicacion. Решение наверняка принято на основе финансовых затрат, но такой резкий поворот в основополагающем факторе ралли может негативно сказаться на уровне соревнований. Ведь до старта следующего сезона осталось не так много времени — первая гонка намечена на 15–20 января 2013 года в Монте-Карло.
WRC-2012. XIII этап — Ралли Испании. Призовая десятка | ||||
---|---|---|---|---|
Место | Гонщик | Команда | Автомобиль | Отставание |
1 | Себастьен Лёб | Citroen Total World Rally Team | Citroen DS3 WRC | 4:14:29,1 |
2 | Яри-Матти Латвала | Ford World Rally Team | Ford Fiesta RS WRC | +7,0 |
3 | Микко Хирвонен | Citroen Total World Rally Team | Citroen DS3 WRC | +1:46,8 |
4 | Мадс Остберг | Adapta World Rally Team | Ford Fiesta RS WRC | +1:56,4 |
5 | Яркко Никара | Prodrive WRC Team | Mini John Cooper Works WRC | +16:07,9 |
6 | Крейг Брин | Craig Breen Rallying | Ford Fiesta S2000 | +18:10,4 |
7 | Крис Аткинсон | WRC Team Mini Portugal | Mini John Cooper Works WRC | +19:14,7 |
8 | Пер-Гуннар Андерссон | Proton Motorsports | Proton Satria Neo S2000 | +20:16,1 |
9 | Дани Сордо | Prodrive WRC Team | Mini John Cooper Works WRC | +25:40,6 |
10 | Евгений Новиков | M-Sport Ford World Rally Team | Ford Fiesta RS WRC | +25:46,6 |
WRC-2012. Личный зачёт | ||
---|---|---|
Место | Гонщик | Очки |
1 | Себастьен Лёб | 270 |
2 | Микко Хирвонен | 213 |
3 | Яри-Матти Латвала | 154 |
4 | Мадс Остберг | 149 |
5 | Петтер Солберг | 124 |
6 | Евгений Новиков | 88 |
7 | Тьерри Невилль | 53 |
8 | Отт Танак | 52 |
9 | Мартин Прокоп | 46 |
10 | Себастьен Ожье | 41 |
11 | Дани Сордо | 35 |
12 | Нассер Аль-Аттия | 28 |
13 | Крис Аткинсон | 22 |
14 | Андреас Миккельсен | 13 |
15 | Арминду Араужу | 11 |
16 | Яркко Никара | 10 |
17 | Крейг Брин | 8 |
18 | Франсуа Делекур | 8 |
19 | Деннис Куйперс | 8 |
20 | Хеннинг Солберг | 6 |
21 | Пьер Кампана | 6 |
22 | Матти Рантанен | 6 |
23 | Яри Кетомаа | 6 |
24 | Пер-Гуннар Андерссон | 4 |
25 | Мэттью Уилсон | 4 |
26 | Язид Аль-Раджхи | 4 |
27 | Патрик Санделл | 4 |
28 | Кен Блок | 4 |
29 | Абдулазиз Аль-Кувари | 1 |
30 | Себастьен Шардонэ | 1 |
31 | Рикардо Тривиньо | 1 |
32 | Мэтью Арзено | 1 |
33 | Питер ван Меркстейн | 1 |
34 | Эйвинд Бринильдсен | 1 |
32 | Манфред Штоль | 1 |
33 | Лука Педерсоли | 1 |
WRC-2012. Командный зачёт | ||
---|---|---|
Место | Команда | Очки |
1 | Citroen Total World Rally Team | 453 |
2 | Ford World Rally Team | 309 |
3 | M-Sport Ford World Rally Team | 170 |
4 | Adapta World Rally Team | 83 |
5 | Citroen Junior World Rally Team | 72 |
6 | Qatar World Rally Team | 71 |
7 | Brazil World Rally Team | 28 |
8 | Mini Prodrive WRC Team | 26 |