Дебют новой Mazda3 является одним из самых ожидаемых событий на автомобильном шоу в Лос-Анджелесе в 2008 году. Автомобиль был создан согласно концепции «Разумный Zoom-Zoom», в рамках которого автомобили должны доставлять удовольствие от вождения, удовлетворять запросы клиентов и не наносить вреда окружающей среде.
Новая Mazda3 — самый продаваемый автомобиль Mazda во всём мире. Дебют второго поколения начинается с компактного седана, главными особенностями которого являются:
- Более привлекательный и динамичный дизайн кузова.
- Большее удовольствие от вождения, связанное с улучшением характеристик автомобиля во всём рабочем диапазоне.
- Прогрессивные технологии изготовления, снижающие вред окружающей среде и повышающие безопасность.
- Расширенный набор стандартного и дополнительного оборудования.
- Техническое совершенство, превосходящее уровень любых других автомобилей в данном сегменте рынка.
Новая Mazda3 четко спозиционирована для быстро меняющегося современного автомобильного рынка. К преимуществам автомобиля можно отнести высокое качество изготовления, индивидуальный стиль, мощь и динамику, сбалансированность и доведённость конструкции, то есть именно тот набор полезных свойств, которые привлекают современных клиентов. Mazda3 предлагает такой богатый перечень стандартного и дополнительного оборудования, которым не может похвастать ни один другой автомобиль данного класса. Это отвечает требованиям клиентов, которые предпочитают вещи с большей потребительской ценностью.
Новая версия 2010 модельного года создана на прочном фундаменте: за пять лет с момента начала продаж, Mazda3 первого поколения завевала 90 крупных наград, присуждаемых экспертными группами, и достигла объёма продаж в 1,8 миллиона автомобилей. Каждый третий продаваемый Mazda автомобиль — Mazda3. Даже в конце своей жизни на конвейере Mazda3 первого поколения продолжает получать положительные отзывы — один из ведущих потребительских журналов недавно назвал этот автомобиль в числе наиболее надёжных компактных седанов в его сегменте.
Менеджер программы Mazda3 Юшуки Маэда (Yoshiyuki Maeda) рассказал об амбициозных целях, поставленных при разработке нового поколения самой популярной модели Mazda: «Нашей задачей являлось дальнейшее усовершенствование драйверских настроек автомобиля — именно они лежат в основе философии Zoom-Zoom. Первое поколение Mazda3 было чрезвычайно успешным — второе поколение должно превзойти ожидания клиентов во всём мире. Это означает, что водители должны испытывать чувство счастья как за рулём Mazda3, так и наблюдая свой автомобиль со стороны».
На вопрос о фокусе команды при разработке нового поколения «автомобиля-мечты» Юшуки Маэда добавил: «Мы начали с определения самых важных характеристик автомобиля для покупателя и пришли к выводу, что каждую из характеристик можно еще более приблизить к идеалу вождения Zoom-Zoom. Три студии — японская, европейская и американская — работали сообща над этим автомобилем».
Дизайн кузова
Более экспрессивная и динамичная Mazda3
Задачей главного дизайнера проекта Mazda3, Кунихико Курису (Kunihiko Kurisu), заключалась в том, чтобы, сохраняя существующий облик Mazda3, дополнить дизайн кузова более сильными и смелыми штрихами. Привнесение большей экспрессивности в каждую последующую модель является давней традицией Mazda. Ключевые особенности дизайна кузова Mazda3:
- Шаг вперёд к большей глобальной унификации «семейного лица» Mazda.
- Более детальная проработка передней части, которая объединяет нижний воздухозаборник и более выразительную и хорошо узнаваемую пятиугольную решетку радиатора.
- Направленность основных элементов кузова к центральной оси автомобиля. В передней части обводы облицовки бампера сходятся в центральной точке, расположенной под передней решёткой. В задней части панель крышки багажника имеет отличительную осевую линию изгиба.
- Компактный салон, приподнятый багажник и плавно изгибающиеся задние стойки — основой всех этих дизайнерских решений послужил динамичный профиль современного поколения Mazda6.
- Капоту и боковым поверхностям придана форма, хорошо отражающая свет и окружающие предметы.
- Утонченный клинообразный профиль и плавные боковые обводы кузова — детали, характерные для всего семейства Mazda, — придают Mazda3 динамичность, подобно затаившемуся перед прыжком хищнику.
- На версиях Grand Touring в качестве стандартного оборудования добавлена новая адаптивная система головного освещения с биксеноновыми фарами и автоматическим корректором. Mazda3 является первым компактным автомобилем из представленных на рынке США, оборудованным данной перспективной системой освещения.
- Элементы кузова минимизируют аэродинамическое сопротивление и подъёмную силу, обеспечивая подвод воздушных потоков к силовому агрегату, шасси и внутрь салона для работы климат-контроля.
- В дополнение к четырёхдверному седану, представленному на автомобильном шоу в Лос-Анджелесе в 2008 году, позднее на рынок будет выпущен пятидверный хэтчбек Mazda3.
Интерьер
Высокое качество и спортивность
Салон новой Mazda3 выглядит по-спортивному просто, и в то же время утончённо. Передняя панель стремительно изогнулась от центра салона к его краям. Большая панель приборов и центральный блок переключателей расположены так, чтобы обеспечить надёжную связь водителя с приборами и органами управления.
Наклон панели приборов облегчает процесс управления и в то же время обеспечивает оптимальное расстояние шкал приборов до глаз. Работы по изучению моторики человека позволили разместить все органы управления в наилучших позициях. Ключевые рукоятки и переключатели расположены на одном уровне с рулевым колесом и рукояткой коробки передач. Интерьер Mazda3 2010 модельного года разработан на базе интерфейса «человек-машина» (HMI, Human Machine Interface).
Вся информация, необходимая водителю, сконцентрирована в одной зоне, что позволяет водителю не отвлекаться от дороги. Многофункциональный дисплей высоко расположен в центральной части передней панели и выдаёт информацию о работе навигационной системы, аудиосистемы и маршрутного компьютера.
Подушки передних сидений удлинены почти на 20 мм по сравнению с предшествующей моделью для улучшенной поддержки бёдер. Спинки сидений стали более чем на 30 мм выше и поменяли свою геометрию для улучшения позы водителя. В моделях с расширенной комплектацией спинки сидений имеют увеличенную боковую поддержку в верхней части для улучшения удержания корпуса водителя при прохождении поворотов на повышенной скорости. Для автомобилей с электроприводом сидений добавлена функция памяти на три положения. Эта функция также впервые применяется на автомобиле в данном сегменте рынка — память положений сидений отсутствует у любых автомобилей-конкурентов независимо от уровня их комплектации и цены. После посадки в автомобиль левое сиденье автоматически займёт положение, предварительно запрограммированное в памяти системы. В память можно занести положения сиденья для трёх различных водителей. Распознание водителя осуществляется по коду ключа-передатчика.
Для создания внутри салона приятной атмосферы было минимизировано число сопряжений, а мягкие поверхности декоративных панелей имеют элегантную зернёную текстуру. Интерактивная система внутреннего освещения усиливает восприятие интерьера и содействует успокоению. При посадке в автомобиль сила света увеличивается по запрограммированному режиму. На помощь пассажирам приходят лампы, расположенные в пространстве для ног, и лампы, встроенные в ручки дверей. Затем включается подсветка панели приборов, центрального блока переключателей, органов управления аудиосистемой и климат-контролем. Когда водитель или передний пассажир касаются клавиш управления аудиосистемой или кондиционера, изменение характера подсветки информирует их о том, что команда принята к исполнению.
По выбору на Mazda3 может быть установлен двухзонный климат-контроль. Прочие особенности, выделяющие этот автомобиль среди типичных компактных седанов: акустическая система Bose премиум-класса с 10 динамиками, гнёзда для подключения сотовых телефонов и переносных плееров, отсек для iPod и спутниковое радио Sirius. Перспективная система доступа без ключа включает в себя кнопочную систему пуска двигателя. Список дополнительного оборудования Mazda3 также включает в себя стеклоочистители с датчиком дождя, обогрев боковых зеркал, кожаную обивку и обогрев сидений.
В целом, всё оборудование салона новой Mazda3 подчёркивает высокое качество автомобиля. Достоинством автомобиля является широкий набор дополнительного оборудования, высокое качество изготовления и сборки и доведённость всей конструкции. Это позволяет точно позиционировать Mazda3 как автомобиль для тех клиентов, которые в соответствии с меняющейся экономической обстановкой ищут возможность получить «больше автомобиля» за свои деньги.
Мощность для движения
Двигатели: Zoom-Zoom вождение при минимальном расходе топлива
Четырёхцилиндровый рядный двигатель MZR объёмом 2,0 литра имеет мощность 148 лошадиных сил при 6500 об/мин (PZEV = 144 при 6500 об/мин) и крутящий момент 135 фунто-футов при 4500 об/мин (PZEV = 132 при 4500 об/мин). Блок и головка из алюминиевого сплава позволяют уменьшить вес двигателя. Для обеспечения большей мощности и эффективности применена схема с четырьмя клапанами на цилиндр, которые управляются двумя верхними распределительными валами.
Новый четырёхцилиндровый двигатель MZR с объёмом 2,5 литра позаимствован у старшей сестры — полностью обновлённой Mazda6 2009 модельного года. Этот двигатель 1 имеет те же конструктивные особенности, что и двигатель с объёмом 2,0 литра, однако его мощностные показатели заметно подросли. Номинальная мощность двигателя составляет 167 лошадиных сил при 6000 об/мин (PZEV = 165 при 6000 об/мин), а крутящий момент равен 168 фунто-футам при 4000 об/мин (PZEV = 167 при 4000 об/мин). На обоих двигателях применяется передовая технология электронного управления дроссельной заслонкой. Эксклюзивная технология моментного управления Mazda обеспечивает линейную зависимость ускорения автомобиля от степени нажатия на педаль акселератора во всём рабочем диапазоне.
В зависимости от выбранной комплектации на автомобиль может быть установлена пяти- или шестиступенчатая механическая коробка передач или пятиступенчатая автоматическая коробка «Sport» с электронным управлением. Автоматическая коробка передач «Sport» предлагает для любителей режим ручного переключения при сохранении удобства и комфорта традиционной автоматической коробки.
Обеспечение высокой топливной экономичности являлось приоритетным направлением при разработке автомобиля. По достигнутым показателям эта модель может быть принята за образец для подражания. Mazda3 с 2,0-литровым двигателем имеет топливную экономичность 25 миль 2 на галлон в городе (с механической коробкой) и 24 мили на галлон 3 (с автоматической коробкой). При движении за городом топливная экономичность автомобиля с 2,0-литровым двигателем и обеими типами коробок составляет 33 мили на галлон. Mazda3 с 2,5-литровым двигателем также достигает экономичности 20 миль на галлон при любых условиях. С 6-ступенчатой механической коробкой топливная экономичность в городе составляет 21 милю на галлон, с 5-ступенчатой автоматической коробкой экономичность улучшается до 22 миль на галлон. При движении за городом топливная экономичность составляет 29 миль на галлон с обеими коробками. По сравнению с предшественницей новая Mazda3 прибавила в размерах по всем измерениям — это необходимо для удовлетворения требований клиентов — поэтому для обеспечения топливной экономичности не хуже чем у предшествующей модели инженерам Mazda пришлось усердно поработать.
Для улучшения акустических свойств силовых агрегатов Mazda3 были проделаны дополнительные работы по доводке впускной и выпускной систем каждого их применяемых двигателей. Были использованы резонансные камеры, позволяющие снизить интенсивность шумоизлучения в определенном частотном диапазоне, одновременно усилив интенсивность шумоизлучения в другом частотном диапазоне. За счёт этого автомобиль при разгоне приобрёл звучный «голос» со спортивным оттенком, не выходящий при этом за рамки общепринятых приличий. Двигатель Mazda3 с объёмом 2,5 литра имеет сдвоенную выпускную трубу и настроенные глушители, позволяющие уменьшить гул в диапазоне средних частот вращения и неприятный высокочастотный шум на высоких частотах.
Модели Mazda3, сертифицированные на соответствие федеральным стандартам США по выбросам вредных веществ, оборудованы каталитическими нейтрализаторами, изготовленными с использованием передовых нанотехнологий. Эти технологии позволяют встроить элементарные частицы драгоценных металлов, диаметром не превышающие пяти нанометров, в базовый металл нейтрализатора. Эта новая разработка позволила Mazda уменьшить загрузку дорогостоящих драгоценных металлов, таких как платина и палладий, на 70...90 процентов без ухудшения характеристик нейтрализатора. Данная разработка является важной частью программы Mazda по снижению зависимости от ограниченных ресурсов.
1 Двигатель предназначен только для американского рынка
2 1 миля = 1609.34 м
3 1 галлон = 3.78 л
Крепкая база
Увеличенная жесткость кузова, уменьшенное аэродинамическое сопротивление
Кузов Mazda6 2009 модельного года является одним из самых жёстких несущих кузовов среди всех моделей Mazda. Уроки, извлечённые во время разработки этой модели, позволили заметно увеличить жёсткость кузова новой Mazda3. Жёсткий несущий кузов обеспечивает снижение вибраций во время движения, улучшает управляемость и повышает скорость реакции автомобиля на управляющие воздействия водителя при практически неизменной массе самого кузова.
Модернизированные стыки панелей и увеличение толщины профиля металла в ключевых зонах позволили уменьшить передачу шума и вибраций со стороны дороги и силового агрегата внутрь салона. Места крепления деталей подвески сделаны более массивными для создания жёсткого основания, необходимого для восприятия горизонтальных и вертикальных усилий. В дополнение к сварным соединениям, колодцы подвески приклеены к окружающим панелям кузова с помощью специального клея. Комбинация из клея и сварных соединений — эта технология также заимствована у Mazda6 2009 модельного года — используется при изготовлении дверных панелей для увеличения их жёсткости и сопротивляемости ударным воздействиям. Жёсткая конструкция дверей также повышает эффективность резиновых уплотнителей, препятствующих проникновению влаги и шума внутрь салона.
Инженерный подход Mazda к проблеме аэродинамики автомобиля, получивший название Aero Flow Management, что означает «распределение воздушных потоков», был использован для оптимизации воздушных потоков, обтекающих и проходящих через каналы кузова Mazda3. Несмотря на то, что передняя решётка визуально кажется больше, чем была раньше, в действительности она на 20% меньше. Это сделано для того, чтобы через неё проходил только тот поток воздуха, который необходим для сгорания топлива и охлаждения двигателя. Направляющая воздушного потока, закреплённая на переднем бампере, направляет поток через радиатор, где он больше всего необходим. На высоких скоростях открывается воздушная заслонка, пропускающая поток в обход радиатора. За счёт этого достигается снижение потерь на прохождение потока через радиатор.
Во время испытаний в аэродинамической трубе был оптимизирован поток воздуха, обтекающий кузов Mazda3 с боков. В результате были установлены дефлекторы колёсных арок и тщательно доработана форма передних углов крыши. Ювелирные улучшения формы передних стоек, наружных зеркал, щёток очистителя ветрового стекла и задних фонарей также способствовали уменьшению уровня шума на шесть процентов. Значение коэффициента лобового сопротивления Cd = 0,29, достигнутое инженерами Mazda, является одним из самых низких в классе компактных автомобилей. Столь низкое значение коэффициента крайне важно для обеспечения высокой топливной экономичности при движении с высокими скоростями.
Лидирующее в классе шасси
Всесторонние улучшения автомобилей компактного класса со спортивной направленностью
Конструкция шасси Mazda3 первого поколения заслужила оценки «лучшего шасси в классе компактных автомобилей». При этом принималось во внимание удовольствие от вождения, учитывались параметры управляемости и сбалансированность всей конструкции. Задача изобрести шасси заново не стояла, и главной целью разработчиков являлась его тонкая доработка.
Весь силовой агрегат, рулевой механизм типа шестерня — зубчатая рейка и нижние точки крепления подвески типа Мак-Ферсон с цилиндрическими пружинами крепятся к переднему подрамнику, установленному на резиновых опорах. Независимая многорычажная задняя подвеска состоит из цилиндрических пружин, одной продольной тяги, двух боковых тяг и одной тяги для регулировки схождения (на каждую сторону). В базовой комплектации автомобиля на всех четырёх колёсах установлены усиленные дисковые тормоза с вентилируемыми дисками спереди и обычными дисками сзади. На всех версиях Mazda3 предусмотрена установка системы динамической стабилизации и противобуксовочной системы, в некоторых комплектациях данные системы устанавливаются в качестве стандартного оборудования.
Для улучшения «чувства руля» рулевой механизм типа шестерня — зубчатая рейка с электрогидравлическим усилителем теперь крепится в трёх точках, а не в двух, как было раньше. Дополнительная точка крепления позволила снизить жёсткость резиновых втулок, через которые осуществляется крепление рулевого механизма. В свою очередь, это позволило ослабить вибрации, передаваемые при движении по неровной дороге.
За счёт увеличения коэффициента сопротивления задних однотрубных амортизаторов и изменения узлов крепления передних и задних стабилизаторов поперечной устойчивости была уменьшена склонность кузова к поперечным колебаниям. Спереди у новой Mazda3 была повышена жёсткость нижних рычагов подвески, подрамника и резиновых втулок. В результате улучшилась как реакция автомобиля на поворот рулевого колеса, так и устойчивость прохождения поворотов на границе срыва колёс. Также была изменена конструкция поперечины задней подвески, которая стала легче и в то же время значительно жёстче, что также способствует улучшению управляемости автомобиля.
Новый вакуумный усилитель является наиболее заметным изменением тормозной системы. Новый усилитель обеспечивает большее усилие ее при слабом нажатии на педаль тормоза; важно, что при этом не разрушается ясная и понятная обратная связь, присущая первому поколению Mazda3. Изменения программы работы электронного регулятора тормозных сил повысило устойчивость автомобиля при совершении манёвров, во время которых одновременно осуществляется торможение и поворот. Изменения конструкции несущего кузова, о которых говорилось выше, позволили не только улучшить устойчивость торможения, но и обеспечить линейность характеристики при торможении с высоким замедлением.
На Mazda3 с двигателем объёмом 2,0 литра установлены передние тормозные диски диаметром 10,9 дюйма и задние диски диаметром 10,4 дюйма, на MAZDA3 с более мощным двигателем объёмом 2,5 литра устанавливаются передние диски диаметром 11,8 дюймов и задние диски диаметром 11,0 дюймов.
Системы активной и пассивной безопасности
Удовольствие от вождения, маневренность и безопасность
Базовый принцип, применяемый Mazda при проектировании автомобилей, состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение водителя самые лучшие средства, позволяющие избежать столкновения в опасной ситуации за счёт торможения или поворота автомобиля. Инженеры Mazda считают, что наилучший способ защитить пассажиров от столкновения состоит в приоритетной разработке систем управления, которые позволят избежать самого столкновения. Тщательно доведённая конструкция рулевого управления с электрогидравлическим усилителем, подвеска, хорошо адаптирующаяся к профилю дороги, мощные дисковые тормоза — всё это является стандартным оборудованием Mazda3. Система АБС, система динамической стабилизации и противобуксовочная система предлагаются в качестве дополнительного оборудования.
Также новая адаптивная система головного освещения с биксеноновыми фарами и автоматическим корректором добавлена в перечень базового оборудования для версии Grand Touring. Mazda3 является первым автомобилем компакт-класса с подобной системой освещения, выпущенным на рынок США.
Для случаев, когда столкновение неизбежно, все Mazda3 имеют несущий кузов со стальными усилителями в форме тройного Н, расположенными в панелях пола, боковых частей и крыши. В результате в структуре кузова создаются зоны программируемой деформации, которые хорошо защищают пассажиров от ударных нагрузок, возникающих при переворачивании автомобиля, а также во время фронтального и бокового ударов, фронтального удара со смещением, удара, направленного под углом, и при наезде сзади. Шесть подушек безопасности и активные подголовники входят в набор стандартного оборудования.
Защита окружающей среды
Снижение вредного воздействия на окружающую среду
По-видимому, небольшие изменения могут часто приводить к значительному суммарному эффекту. Так, например, на моделях Mazda3 с двухлитровым двигателем 4-ступенчатая автоматическая коробка передач была заменена на 5-ступенчатую, также были произведены тонкие изменения кузова, улучшившие аэродинамику автомобиля. Эти изменения привели к улучшению топливной экономичности на три мили на галлон (10%) при движении за городом.
Для снижения потребления материалов с повышенной опасностью для сборки новой Mazda3 поставляются топливные баки и провода, не содержащие свинца. Также используются не содержащие свинца лакокрасочные материалы. Шестивалентный хром и кадмий также исключены из списка разрешённых материалов. Эмиссия толуола из нового герметика, применяемого для уплотнения швов, снижена на 90 процентов по сравнению с тем составом, который использовался ранее. Все производственные мощности Mazda соблюдают самые строгие стандарты в области защиты среды. Забота об окружающей среде является скрытой частью политики Zoom-Zoom, проводимой Mazda.
В настоящее время компания проводит работу по расширению перечня материалов, подлежащих повторному использованию, с 80 до 90 процентов по завершению автомобилем своего жизненного цикла. Формованные пластиковые части уже имеют маркировку ISO, облегчающую сортировку и повторное использование. Облицовка бамперов, внутренняя отделка и передняя панель изготовлены из полипропилена для облегчения их повторной переработки в тех странах, где предусмотрен этот процесс. Для изготовления новых формованных деталей из пластмассы Mazda в течение последних четырёх лет использует материалы, подлежащие повторной переработке.
Технические данные полностью обновлённого седана Mazda3 (для рынка Северной Америки)
Тип кузова | Единицы измерения | Седан |
---|---|---|
Количество дверей | 4 | |
Количество мест | 5 | |
Габаритная длина, включая держатель номерного знака | мм (дюймы) | Модели с двигателем объёмом 2,0 литра: 4590 (180,7) |
Модели с двигателем объёмом 2,5 литра: 4595 (180,9) | ||
Габаритная ширина | мм (дюймы) | 1755 (69,1) |
Габаритная высота | мм (дюймы) | 1470 (57,9) |
Колёсная база | мм (дюймы) | 2640 (103,9) |
Колея | Спереди мм (дюймы) | 16'': 1535(60,4)/1520(59.8) |
Cзади мм (дюймы) | 17'': 1530(60.2)/1515(59.6) |
Ед-цы измерения | 2,0 л, 5МКП | 2,0 л, 5 АКП | 2,5 л, 6МКП | 2,5 л, 5АКП | |
---|---|---|---|---|---|
Тип двигателя | 4-цилиндровый, рядный, с двумя верхними распределительными валами, 16-клапанный | 4-цилиндровый, рядный, с двумя верхними распределительными валами, 16-клапанный | 4-цилиндровый, рядный, с двумя верхними распределительными валами, 16-клапанный | 4-цилиндровый, рядный, с двумя верхними распределительными валами, 16-клапанный | |
Рабочий объём | см3 | 1999 | 1999 | 2489 | 2489 |
Номинальная мощность | л.с./об/мин | По фед. стандарту=148/6500 PZEV=144/6500 | По фед. стандарту=167/6000 PZEV=165/6000 | ||
Крутящий момент | фунто-футы/об/мин | По фед стандарту=135/4500 PZEV=132/4500 | По фед стандарту=168/4000 PZEV=167/4000 | ||
Топливная экономичность* | В городе (миль на галлон) | 25 | 24 | 21 | 22 |
На трассе (миль на галлон) | 33 | 33 | 29 | 29 | |
Экологический класс | PZEV (штат Калифорния) Tirt2-Bin5 (Федеральный стандарт США / Канада) | ||||
Коробка передач | 5 МКП | 5 АКП | 6 МКП | 5 АКП | |
Подвеска | Спереди: cтойки Мак-Ферсон | ||||
Сзади: Многорычажная | |||||
Тип тормозных механизмов | Спереди: вентилируемые диски | ||||
Сзади: обычные диски | |||||
Шины | P205/55R16 | P205/55R16 | P205/50R17 | P205/50R17 | |
Колёсные диски | 16 × 6,5J | 16 × 6,5J | 17 × 7,0J | 17 × 7,0J |
*По данным Mazda
Все приводимые технические данные и иные характеристики могут быть изменены в зависимости от рынка. Также данные могут быть изменены в результате омологации.