Кризис крупнейшего в мире концерна General Motors, похоже, достиг своего апогея. Исполнительный директор GM Рик Вагонир набрался смелости во всеуслышание заявить, что компания может попросту перестать существовать, заняв своё место в автопромышленном склепе, если правительство США не предоставит ей многомиллиардный заём.
Поводом для столь громкого высказывания послужили вчерашние торги на Нью-Йоркской фондовой бирже, по результатам которых акции концерна упали в цене на 23% — до уровня
Американская компания дешевеет столь стремительно, что за три месяца, с июня по сентябрь, стоимость её активов снизилась с $21 млрд до $16,2 млрд. Аналитики из Deutsche Bank (именно они перед началом торгов на бирже распространили прогноз — акции General Motors полностью потеряют стоимость и превратятся в туалетную бумагу) предположили три возможных варианта развития событий.
В первом случае GM получит-таки заём от американского правительства, и концерну придётся сокращать количество брендов в США с нынешних восьми до трёх, выполнять обязательства перед профсоюзами и искать дополнительные средства для реструктуризации. Второй вариант предполагает переход GM под контроль государства, которое примет на себя все обязательства по выплате долгов кредиторам. Третья дорога приведёт General Motors к банкротству.
Если крупнейший в мире автопроизводитель всё же объявит о банкротстве, то страшно представить, во что это выльется. Упавшая туша гиганта подомнёт многих. Поэтому и искать подпорки следует всем миром. Например, долги GM можно реструктурировать, но только в том случае, если найдётся заинтересованный инвестор. Он может появиться откуда угодно: из Европы, Китая, Индии и даже из России.
В конце концов, компанию могут распродать по частям, чтобы расплатиться с кредиторами. Для европейцев среди всех брендов General Motors самым лакомым кусочком, скорее всего, будут Opel (Vauxhall) и Saab. Возможный покупатель — Volkswagen: в Европе он почти как GM в Америке.
Нешуточная драка может разгореться за бюджетную марку Chevrolet. Альянс Renault-Nissan с удовольствием заполучил бы корейские активы джиэмовцев, а заодно и марку Cadillac, которая здорово мешает их Infiniti в США. Hummer уже продают, да покупателей
На кону судьба более двух с половиной миллионов человек, работающих на General Motors по всему миру. Правда, только 266 тысяч — штатные сотрудники, но большинство из них — в США. Выставить такое количество народу на улицу не позволит себе даже уже отработавшее правительство. Так что решение вопроса о предоставлении концерну требуемого кредита не должно затянуться.