В тему брифинга организаторы включили интригующий вопрос — «Автокредитование: остановка или путь назад?» На фоне падения рынка логично было заподозрить худший вариант (попутно выяснив, какой из них хуже). Но оказалось, что правильного ответа в вопросе нет. Вместо остановки и возвращения ожидается 20-процентный рост, благодаря которому 2014-й можно объявить годом кредитов в автомобильной отрасли.
В этом году купленными в кредит будут 60% от всех проданных в стране новых машин. К такому выводу пришли специалисты НБКИ — крупнейшего в России бюро кредитных историй. Они собрали в своей базе информацию о 2,7 млн действующих автокредитов общим объёмом 1,4 трлн руб. Это пока данные не по всему рынку, но и 87-процентное покрытие репрезентативно. Судя по отчёту, в секторе вырастет всё, в том числе кредитные ставки, которые могут подскочить довольно резко. Драйвером станут валютные риски.
Автомобильное кредитование — залоговое, и, в отличие от необеспеченного (потребительского), оно растёт медленнее: за прошлый год «машинные» сделки прибавили 24% против «товарных» 36%. Отставание, однако, сокращается. Для повышения стабильности и развития сектору нужны системные изменения, снижение рисков. Тут требуется вмешательство государства: только оно может дать кредиторам доступ к данным пенсионного фонда и налоговой службы, только с его помощью удастся создать всеобъемлющую «базу залогового движимого имущества».
Национальное бюро кредитных историй разработало прообраз такой базы, с мая 2012 года он работает в Сети, в нём пока числится 1,3 млн машин. За три сотни рублей покупатель авто на вторичном рынке может пробить его по базе, введя VIN или номер ПТС, и узнать, не кредитный ли экземпляр ему пытаются всучить. Чтобы собрать все залоговые машины в единый реестр, НБКИ необходимо стать регистратором залогового движимого имущества на законодательном уровне. Станет ли? Вопрос.
С 1 июля вступают в силу поправки в федеральный закон о кредитных историях, которые обеспечат базу НБКИ новыми данными: бюро сможет собирать и анализировать информацию о количестве неодобренных автокредитов и причинах отказов. Сейчас данные разрозненны. К примеру, Екатерина Градникова из Volvo призналась, что её компания одобряет 75–80% автокредитов, поскольку покупатели традиционно делают большой первый взнос. Сергей Целиков из Автостата сообщил, что при льготном автокредитовании объём отказов достигал 40%.