Генеральный директор промышленного гиганта Bosch Фолькмар Деннер заявил Reuters: «Вполне возможно, что мы преодолели пик автомобильного производства». По подсчётам аналитической компании LMC Automotive, на основных глобальных рынках в 2019-м было продано в сумме 90,3 млн машин (-4,4%) против 94,4 в 2018-м и 95,2 млн в 2017-м.
Для индустрии это не просто статистика, но мотив, побуждающий к обновлению и диверсификации бизнеса. Для самого Боша, столкнувшегося с 44-процентным падением операционной прибыли, рецессия означает переоценку направлений деятельности и сокращение рабочих мест. Автогигантам придётся тоже внимательно следить за развитием ситуации.
Под диверсификацией подразумевается как, скажем, каршеринг и «машины по подписке», так и развитие автономного транспорта, включая экзотические шаттлы-маршрутки, и неавтомобильные проекты (хотя бы стационарные системы накопления энергии, выпускаемые автопроизводителями).
О том, как распределились места среди ведущих производителей по итогам 2019-го, мы только что рассказали. Два лидера, концерны Volkswagen и Toyota, чуть-чуть подняли темп (+1,3% и +1,4% соответственно). Но и им отдыхать нельзя. Прогноз на 2020-й разнится. Компания LMC предсказывает очередное падение рынка, хотя небольшое — на 0,3% до 90 млн. А вот Деннер не столь оптимистичен. Он говорит о снижении продаж автомобилей на 2,6% до 88-89 миллионов в 2020-м и о сохранении подобных низких значений вплоть до 2025-го, и это в лучшем случае.