Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ) зафиксировал небольшое падение продаж новых легковых машин и в России: в феврале оно составило 2,2% (до 119 073 машин), а за январь–февраль падение составило 0,5% (218 442 автомобиля). Интереснее, впрочем, как ситуация будет развиваться далее. Аналитическое агентство «Автостат» просчитало три сценария в зависимости от того, какой будет в нынешнем году средняя цена на нефть. В «Автостате» замечают, что продажи машин в России неплохо коррелируют с колебаниями стоимости барреля.
Напомним, по данным АЕБ в 2019 году в России было продано 1,76 млн легковых автомобилей и лёгкого комтранса, на 2,3% меньше, чем годом ранее. На 2020 год ассоциация предсказывала падение ещё на 2,1%. Но развал сделки России с ОПЕК+ вызвал падение цен на нефть даже большее, чем ожидали сторонники выхода из соглашения. И если 3 января баррель стоил $68,64, то на момент написания новости — уже $25,86. Экономистам многое известно о зависимости экономики от цены барреля, о плюсах и минусах её снижения. Есть тут и связь с продажами автомобилей.
Сопутствующие факторы вроде коронавируса лишь усиливают негативные ожидания. Так что все три сценария у «Автостата» получились пессимистичными, вопрос лишь в уровне падения рынка. При среднегодовой цене нефти Brent в $50 рынок легковых моделей просядет на 12% (до 1,43 млн машин), при $40 — на 22% (до 1,27 млн), а при $30 — на 34% (до 1,08 млн). Добавим, что пока у представительств компаний в России нет данных о возможной приостановке локального производства.
В свою очередь власти придумывают, как стимулировать спрос. Так, на днях Минпромторг подготовил проект постановления правительства о субсидировании производителей транспортных средств, использующих природный газ, при условии предоставления скидок покупателям. На это в нынешнем году планируется направить 3,3 млрд рублей в расчёте на субсидирование более 8000 машин, включая как частный сектор, так и общественный транспорт и коммунальные службы.