К 2025 году доля интернет-торговли может достигать пяти процентов глобального автомобильного рынка — утверждало прошлым летом консалтинговое агентство Frost & Sullivan. Оно же насчитало по всему миру около 825 000 машин десяти марок, купленных онлайн в 2019-м. То есть Сеть удовлетворила менее одного процента спроса планеты. Но кто ж знал, как оно повернётся. Эпидемия явно скорректирует прогнозы, темпы цифровизации ритейла неизбежно вырастут.
Российские представительства автоконцернов начали работать в этом направлении задолго до пандемии. Достаточно вспомнить попытку Renault наладить онлайн-продажи Арканы. Однако распространение коронавируса и реакция властей потребовали форсировки данной задачи — дистанционная работа с клиентами стала инструментом выживания. Бесконтактная торговля нужна немедленно. Мы изучили, как обстоят дела на сегодняшний день, и выяснили, что большинство отечественных дилеров не готовы к такому повороту.
Многие осилили только задачу минимум: выложили в сеть подробный перечень автомобилей, находящихся на складах. Сhery, Foton, Hyundai, Infiniti, JAC, Jeep, Infiniti, Land Rover, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Renault, Skoda, Subaru и Volvo актуализировали списки на своих официальных сайтах. Так же поступили некоторые мультибрендовые дилерства. Но дальше бронирования машины по телефону через менеджера дело не пойдёт. Её закрепят за вами (зачастую со скидкой, которая предлагается до конца апреля), но оплатить покупку вы сможете только после открытия салона. Основной плюс — фиксация текущей цены. С учётом происходящего очевидно, что к окончанию локдауна она вырастет.
Чуть дальше пошли Mercedes и Jaguar, внедрившие возможность внести предоплату через сайт. И только BMW позволяет действительно купить автомобиль онлайн. После согласования деталей виртуального заказа с менеджером дилеры готовы отправить вам ссылку на оплату. Причём картой или через систему Apple Pay можно оплатить полную сумму. Единственный чувствительный нюанс — вы вносите деньги, не имея на руках подписанного договора купли-продажи. Он попадает к вам только вместе с автомобилем. Зато и тут с дивана вставать не придётся: машину с документами доставят к дому...
Важно понимать, что интерес к такой модели взаимодействия явно проявляют обе стороны. Покупатели уже почувствовали вкус к онлайн-покупкам и ещё долго будут избегать любых торговых залов и близкого общения. Дилерам интернет-обслуживание сулит снижение затрат, которое трудно переоценить в условиях экономического спада. В итоге весь авторынок изменится: и на коне будут именно те производители и ритейлеры, кто сейчас максимально быстро освоит онлайн-торговлю.