Дефицит чипов, с которым столкнулся мировой автопром в 2020–2021 годах, повлиял и на российский рынок. Уходящий год отметился превышением спроса над предложением, как следствие — ростом цен и нехваткой машин. Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «России 24» спрогнозировал сохранение этого положения в первой половине 2022-го. Но в следующем году всё же должно вырасти производство чипов в Юго-Восточной Азии, в том числе тех, что разработаны и выпускаются специально для нужд российских автозаводов.
Увы, в 2021 году мы столкнулись с самым существенным ростом цен на рынке за несколько последних лет. Министр оценил его в 5–8% для машин российского производства и 20% для импортированных. Агентство «Автостат» менее оптимистично. По его подсчётам, средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России за минувший год выросла на 23% и превысила уровень в два миллиона рублей. Дилерские наценки и навязанные опции привели к тому, что фактические, а не рекомендованные цены оказались даже на 35–40% выше, чем год назад. По словам Мантурова, сейчас Минпромторг и Минфин обсуждают пересмотр ценовой планки налога на роскошь (повышающий коэффициент для транспортного налога). Но ни сроки изменения, ни новая «граница роскоши» (сейчас это три миллиона рублей) не были названы.
Итоги 2021 года для рынка подводить рано. Но можно ориентироваться по первым 11 месяцам. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в России продано 1 439 045 легковых автомобилей и лёгкого комтранса, что на 6,9% выше, чем в 2020-м. Однако набранный к середине года хороший ход (+36,9%) во второй половине был почти весь растерян. Ноябрь вообще провалился на 20,4% в сравнении с ноябрём 2020-го. Ассоциация считает, что в ближайшие месяцы это снижение продолжится.