Исполнительный директор концерна GM Мэри Барра отвергла предложение главы группы Fiat Chrysler Automobiles (FCA) Серджио Маркионне о слиянии двух компаний. Маркионне посчитал, что объединение GM и FCA сократит суммарные расходы на миллиарды долларов. Но Барра и другие топ-менеджеры GM перспективой создания новой «автомобильной сверхдержавы» не прельстились. Эту информацию сообщило издание New York Times, ссылаясь на свои источники в GM (официального заявления Мэри Барра не делала). Судя по всему, GM продолжит реализовывать свой план инвестиций в новые модели и производство.
Подобные предложения обычно поступают от тонущих фирм. И это странно, ведь у подчинённых Маркионне именно в последнее время дела более-менее пошли на лад. По сравнению с положением до слияния Фиата и Крайслера — это просто небо и земля. В прошлом году конгломерат FCA получил $717 миллионов чистой прибыли (по большей мере за счёт Крайслера, то есть FCA US, который ещё несколько лет назад был банкротом). Недавно заработали новые предприятия FCA в Италии и Бразилии, скоро добавится завод в Китае. Может, дело в ассортименте?
Ближайшая крупная премьера собственно Фиата, намеченная на осень нынешнего года, — это заднеприводный родстер Fiat 124 Spider. К слову, на задний привод теперь делает ставку марка Alfa Romeo. Таким будет седан Giulia (наследник модели 159). Да и Giulietta нового поколения тоже будет с задним приводом, а MiTo уйдёт на покой. Несколько позже выйдет новый седан Е-класса, неофициально известный как Alfa Romeo Alfetta. У марки Jeep (одного из локомотивов всей группы FCA) в 2017-м ожидаются замены Компасу и Рэнглеру, а ещё — 700-сильный Grand Cherokee. Активно обсуждается создание аналога Панды Кросс. В общем, скучать не придётся, и есть все основания для роста продаж группы в целом.
Тем не менее даже при реализации этих и других планов догнать лидеров индустрии FCA едва ли сумеет. В прошлом году группа продала 4,6 миллиона автомобилей. Тройка промышленных гигантов — это Toyota (10,23 млн), Volkswagen (10,14 млн) и GM (9,92 млн) — реализовали в два с лишним раза больше (каждый). Через три года, как полагает Маркионне, группа FCA доберётся до планки в семь миллионов машин. Но и упомянутые три великана автопрома уйдут дальше.
Тем временем Маркионне видит для своей компании определённые риски. Они связаны с колебанием цен на нефть и кризисными явлениями в экономике в целом. Пережить их FCA будет сложнее, чем более крупным образованиям. Серджио говорит, что если союзник не найдётся в автомобильной отрасли, то поиск продолжится за её пределами. К моменту отставки в 2019 году босс FCA мечтает прославиться как специалист по «мегаслияниям». Среди прочего, глава FCA зондирует почву для объединения с компаниями... Google или Apple. Удивительный ход — но продуманный.
Оба гиганта компьютерной отрасли заняты сейчас собственными проектами автономных легковушек, которые намерены довести до массовой реализации. Тут-то им и понадобятся производственные мощности и дилерская сеть. Даже если случится тесная кооперация (о слиянии пока рано говорить), FCA всё равно автоматически превратится в одного из лидеров эпохи «переосмысления автомобиля». Сейчас идут переговоры. Реакция руководителей компаний Google и Apple на предложение пока неизвестна.