В отчётах группы FCA перед Евросоюзом в отношении средних выбросов по всему модельному ряду цифры будут сочетаться с параметрами электрокаров Теслы, у которых, естественно, выбросы из «трубы» нулевые (косвенные на электростанциях тут не учитываются). Так среднее число выхлопных газов будет заметно меньше, и FCA избежит европейских штрафов. Вместо них FCA будет выплачивать Тесле миллионы евро за это объединение статистики. Такова в самых общих чертах схема «обмена углеродными квотами». Договорённость двух автомобильных фирм раскрыло издание Financial Times, со ссылкой на чиновников из Брюсселя. И вот как это всё работает.
Заметно ли влияют выбросы углекислого газа на глобальный климат или не так сильно — учёные спорили и будут спорить ещё долго. Тем не менее борьба с CO2 на транспорте признана в ЕС важной, а меры приняты жёсткие. Мы уже рассказывали, что Евросоюз поставил перед каждым производителем, продающим машины в ЕС, свою персональную планку по средним выбросам (она зависит от средней массы моделей: у кого в портфеле преобладают крупные легковушки, тем разрешено выбрасывать больше). Планка эта плавающая: она расписана вперёд на несколько лет, с постепенным снижением уровня выбросов. Превысил границы — плати штраф, 95 евро за каждый грамм превышения на каждый проданный автомобиль. Несколько граммов газа, тиражи в сотни тысяч — и вот уже готов счёт на десятки миллионов.
Одновременно были придуманы пулы. Производителям разрешено добровольно суммировать статистику по выбросам, чтобы укладываться в норматив коллективно. В основном это просто существующие концерны. Например, выбросы группы Volkswagen считаются во всей совокупности, от Шкод до Porsche. Но допускается соединять параметры по выбросам не связанных друг с другом компаний. В таком случае и отвечают они сообща — платят штраф, если норматив превышен.
И вот группа FCA, согласно FT, договорилась с Теслой. У той — солидные продажи чистых электрокаров. Средняя «температура по больнице» вместе с Фиатами, Альфами и Крайслерами получается ниже. Штрафов от Евросоюза нет, а Тесле — дополнительный доход. Фиатовцам же, вероятно, выгоднее платить Тесле, чем ЕС. Заодно так выигрывается время для более широкого внедрения заряжаемых гибридов и электромобилей. В этой сфере FCA явно не числится в передовиках, хотя усилия в данном направлении предпринимает.