Электрический рубильник нас поработил. Думаете, вы дышите кислородом? Электричеством! Для нас, сегодняшних, слова «ток» и «кислород» — синонимы. Если проследить вверх ниточки, к которым подвешен каждый из нас, то выяснится: они неизбежно повязаны на каком-нибудь масштабно-ответственном тумблере с пиктограммами «ништяк» и «кирдык». Я не ханжа-консерватор и не собираюсь маршировать по улице с плакатом «Георга Ома к ответу!» или «Штекер в помойку!». Просто изобилие электричества провоцирует его избыточное потребление. И люди всё глубже погружаются в болото зависимости от искусственного освещения, гаджетов и электроприводов.
Человечество всё дальше засовывает голову под гильотину пресловутого рубильника.Компьютер — дар современной цивилизации. Без него сегодня никуда. Но жаль, ёлки-палки, что люди разучились писать друг другу письма чернилами на бумаге. С наступлением Интернета и мобильников куда-то уходит тепло отношений. Системы, победившие пространство, отдаляют людей друг от друга. Мы сами не заметили, как стали самоварными братьями по Жванецкому: «И самовар у вас электрический и сами вы какие-то неискренние». Может, любовь просто не создана для путешествий со скоростью электромагнитного излучения? Я люблю настоящее живое железо. Чтобы без искусственного интеллекта. Если газ — то тросиком, а не моторизованной заслонкой с чипом. Если зажигание — то ключом, а не тупой гламурной кнопкой. Переключать передачи тоже люблю рукой. Причём так, чтобы даже не включать, а втыкать. Чтоб четвертая и пятая обходились без синхронизаторов. Тогда природа, физика процесса общения с автомобилем бесстыже заголяется. Это как зачерпнуть землю рукой без перчатки, почувствовать её прохладу и щекотание, пока она высыпается между пальцев. Живая. Я не дебил, не человек в футляре. Мне не надо объяснять, что кривой стартёр на современном рынке — это явный двойной перегиб. Заря автостроения давно сменилась знойным полуднем, выжигающим конструктивные недостатки. Но с каждым днём во мне крепнет чувство, что меня обманывают. И виной всему — электричество. Наша жизненная сила подпитывается из розетки, и человек больше не совершенствуется. Раньше для того, чтобы водить автомобиль, нужно было быть физически крепким и стрессоустойчивым. А сегодня массовый автомобиль немыслим без усилителя руля. Даже механическую коробку передач роботизировали задёшево, вживив ей сервоприводы и ампутировав педаль сцепления. Дороги заполонили существа немощные с одним рабочим полушарием и плохой координацией. Отдаляясь от прямого общения с механизмами, люди становятся наездниками, оголтелыми кнопочными потребителями. Причём искусство верховой езды впервые в истории не требует совершенствования. Напротив: под неумелого седока выводят всё более безопасную лошадь. Технология прогрессирует, а человек деградирует.
Чем чаще вдоль дороги стоят электрические фонари, тем сильнее иллюзия скорости.Я из двадцатого века. Говорю на языке машин без электронного переводчика. Подростковые ощущения от переборки, своими руками, например, двигателя
Разве доступны такие эмоции человеку, блуждающему по интернет-конфигуратору?Экран такой, дисплей сякой, подогрев, навигация, start/stop, никель-металл-гидридные или литиево-ионные батареи... Зависимость от электричества лечится просто: достаточно представить, что оно кончилось. Большинство любовно сконфигурированных в Интернете автомобилей при севшем аккумуляторе никуда не поедут. Кирдык! Кина не будет. В городе мы ещё справимся: «Аллё, неси-ка меня, „Ангел“, в ближайший сервис»! А в лесу? Какой, скажите, на Ленском тракте эвакуатор? Если кто и прилетит за вами, то для самой последней буксировки. Какое дело мне, выстукивающему на клавишах ноутбука заметку для интернет-журнала, до дремучей глуши, где не знают ни впрыска топлива, ни искусственной мочевины? Меня греет мысль, что есть место, где ещё течёт время, по которому я скучаю. Где км/ч — это именно километры, пройденные в час, а не суррогатный коэффициент качества жизни. Люди там хоть и проще, зато мудрее и душевнее. Жизнь их заставляет оставаться такими. И периодическое отсутствие электричества.