Дискуссии о будущем российского автопрома в разгаре: на государственном уровне и на уровне бытового трёпа. А между тем хочется приглушить громкость разговоров и обратиться к самому термину «Российский автопром». Что означает произносимое автоматически словосочетание, каков его исконный смысл? Разобравшись в этом, вероятно, станет проще понять, что, как говорится, делать?
Я считаю, что российский автопром с экономической точки зрения — миф; исторически — это плоть от плоти той системы, что существовала на отдельной планете — СССР. (О влиянии дореволюционного автопрома говорить, увы, не приходится.) Так вот, наш автопром выращен в тепличных внерыночных условиях. Вследствие чего у него отсутствует важнейший ген:
отечественный автопром не умеет адаптироваться под требования естественного спроса.
С самого рождения наш автопром был защищён политикой принудительного предложения. Его продукция никогда и ни с кем не конкурировала, не к чему ей было адаптироваться — 230 миллионов человек, запертых в СССР, были гарантией сбыта. Мировые же марки на протяжении вековой истории учились выживать в борьбе за потребителя. Они терпели и регулярно продолжают, кстати, терпеть маркетинговые и финансовые неудачи, вырабатывая естественный иммунитет. Что не убивает, то делает их сильнее.
Для отечественных автопроизводителей агрессивная микрофлора свободного рынка оказалась губительна. Сегодня ни один из них уже не осилит полный цикл разработки конкурентоспособного легкового автомобиля. Общеиндустриальные темпы слишком высоки. Покупатель по мере роста доходов всё чаще голосует кошельком за иномарки. В связи с чем мне непонятен откровенный цинизм тех представителей власти, которые уговаривают страну в необходимости спасать Это. Особенно учитывая, что те же представители давно сами перестали использовать отечественные автомобили в быту.
Государство беспокоится о социальной обстановке, о занятости в моногородах? Правильно. Но зачем подменять понятия? Давно надо было дать возможность людям переквалифицироваться, обучиться или переехать. Но не стоит спасать российский автопром в его нынешнем виде! Не надо уговаривать своих сограждан покупать изделия АвтоВАЗа за «приемлемый» эквивалент
Дайте людям возможность зарабатывать, а не работать обязательно на ГАЗе или АвтоВАЗе.
Мы уже упустили возможность создать конкурентную отечественную машину шесть-восемь лет назад. И если мы желаем нашему автопрому процветания, отрасль надо менять принципиально. Следует трансформировать автомобильное производство в производство компонентов. В некоторых случаях даже со своей исследовательской базой. Тогда, возможно, Россия станет одной из самых привлекательных площадок для сборки автомобилей разных марок. Надо не стесняться, а звать всех мировых производителей компонентов к себе и создать им прозрачный преференциальный режим. Вот тогда Тольятти станет крупным технополисом, а не будет числиться столицей забытой империи АвтоВАЗ.
Не секрет: заводы иностранных фирм в России до сих пор отстают от графика локализации производства. Выясняется, уровень точности производства и качество продукции наших поставщиков не соответствуют фирменным требованиям к допускам. А ведь госпрограмма требует через четыре с половиной года пятидесятипроцентной локализации. Вынь да положь! И вот иностранные производители изобретают новые способы оттянуть день Х, уговаривая прийти в Россию иностранных же производителей автокомпонентов...
Автопром — очень капиталоёмкий бизнес с длинным циклом окупаемости. Но его стратегическая полезность в том, что он стимулирует создание огромного количества связанных производств, а также объёмную сферу розницы.
Поэтому я полагаю, что нам надо начать с малого, с компонентов.
Но не дотировать до бесконечности многочисленных «дочек» Ростехнологий. А дать возможность производить конкурентный продукт тем, кто умеет его создавать.
Тем, кто не умеет, — стать производственной площадкой для способных иностранных стратегов. Ведь, в отличие от Китая, нам