Вступая в период среднего возраста, мы становимся социальным мостиком между поколениями, связывая своих родителей и детей. Иногда мы всячески способствуем оживлённому движению по своему мосту, а порой наоборот — ставим шлагбаум и строго регулируем потоки. Одна из прелестей такой роли — возможность наблюдать, как воспринимаются на разных «берегах» одни и те же современные технологии. То, что я называю семейным ларчиком Пандоры, открылось, когда я научил маму писать SMS. Ведь стандартная фраза: «Мама, сейчас не могу говорить» вызывает у любящего родителя много вопросов. Чтобы в подобной ситуации не быть неправильно понятым и тем паче не навлечь на себя южно-праведный гнев, я убеждал маму в пользе текстовых сообщений для решения мелких вопросов. Удалось! Мама донесла новое знание до своих братьев и сестёр, а они — до мужей, жён и друзей. Однако не все поняли, что этот новый эпистолярный жанр требует особого подхода к передаче мысли, а тем более эмоций и атмосферы момента. Теперь наряду с удовольствием от семейной коммуникации мы регулярно сталкиваемся и с недоразумениями. В то время как мне приходится «на пальцах» прояснять для «старшего берега» тонкости настроек мобильника, «младший», кажется, владеет вопросом с пелёнок. Ребёнок быстро разбирается со всем функционалом телефона, хотя, будучи даже ублажённым бабушкиным пирогом, не cможет понять руководство по эксплуатации.
Детям «мануал» не нужен.Ими движет некая врождённая интуиция, позволяющая ориентироваться в меню телефона и кнопках пульта от телевизора. В то время как наши родители вынуждены использовать весь накопленный интеллектуальный потенциал в поединке с технологическим новоязом. Мои любимые дядя и тётя (им на двоих уже 150 лет!) недавно открыли для себя таинство интернет-вселенной, а затем столкнулись с необходимостью работы с приложениями. Отправить родных на курсы MS Office было бы правильным, но и самым кощунственным поступком, за который меня, возможно, вычеркнули бы из рода. В итоге пару раз в месяц я провожу адаптированный семейный курс компьютерной грамотности. Причём поначалу элементарными указаниями типа «Сверни окно», «Скроль вниз» и «Создай ярлык» я обойтись не мог. Потребовалась совершенно иная педагогическая лексика.
Слишком много последовательных знаний зашито в, казалось бы, очевидных для современного человека терминах.Спустя пару месяцев мои родные уже делают презентации из фотобагажа своих отпусков, лихо редактируют собственные научные статьи и литературные произведения. Им всё ещё требуется напоминать о том, что кнопки мыши — это не чётки, а «свернуть» и «закрыть» — два разных действия. Зато весь домашний бухучёт, чувствую, скоро полностью материализуется в Экселе. На другом «берегу» моего мостика ведётся активность противоположной направленности. Не на сближение, а на принудительное отдаление от компьютера. Посредством кодового доступа я с переменным успехом оттягиваю тот момент, когда ноутбук окончательно поглотит моего ребёнка, а его родители превратятся в элементы «рабочего стола». В редкие моменты открытого доступа детская энергия умело реализуется в выкачивании из Сети фотографий спорткаров, хотя ребёнку никто не объяснял, что такое файл или директория. Недавно через Skype сын помог мне внести нужные изменения в настройки на домашнем ноутбуке. Я с трудом верил в реальность происходящего, пока детские глаза вглядывались в матрицу ЖК-экрана, осознанно выбирая нужные мне пункты меню.
Моим детям лошадь уже в диковинку, а родители ещё помнят времена, когда автомобиль был редкостью. Вот какой разрыв!Наши деды и прадеды жили тогда, когда человек покидал мир, который не сильно отличался от мира при рождении. За последние два-три поколения, включая моё, у человечества появился новый «ген», отвечающий за постоянную адаптацию к технологиям. Мне кажется, что этот навык действительно уже заложен и на биологическом уровне, так что слову «ген» уже и кавычки-то не нужны. В фильме «Самый быстрый Indian», который, на мой взгляд, должен посмотреть каждый поклонник DRIVE.RU, Берт Монро устами Энтони Хопкинса произносит: «Все хотят, чтобы старики забились в угол и померли там незаметно, но я-то ещё не спёкся». Монро, будучи в весьма преклонном возрасте и далеко не блистая здоровьем, установил несколько рекордов скорости на солончаках Бонневиля. Некоторые не побиты до сих пор... Его оружием был допотопный мотоцикл на шинах со срезанным вручную протектором. Старик жаждал оседлать современность, и я не могу не восхищаться такими. И одновременно я разделяю мнение японцев, считающих, что наши дети умнее и старше родителей, поскольку рождаются, унаследовав знания предков. Мой ребёнок-школяр запросто обставляет меня на гоночных симуляторах, а чтобы утешить своё возрастное эго, я тащу мальца на картинговую трассу, где «привожу» ему пару кругов. Надолго ли это? Глядя на тенденции современного автопрома, я понимаю, что не за горами тот момент, когда в управлении «мобильным транспортным средством» умение проворно перебирать пальцами по кнопкам будет важнее тонких ощущений от настроенного шасси. Посмотрим. Пока же я наслаждаюсь своим положением связующего звена между поколениями и надеюсь сохранить его как можно дольше. Дай бог здоровья технологиям!