После презентации новой стратегии (Reimagine) бизнеса JLR стало понятно, что… ничего не понятно. Очевидно одно — всю линейку ждёт электрификация. Но что будет с генетикой обоих брендов? До недавнего времени в ответ раздавалось только маркетинговое мычание в стиле #всёбудетхарашо. И вот последние премьеры показали, что можно немного выдохнуть. И опыт создания новой легенды (Defender), и эволюцию классического флагмана в новый Range я считаю одинаково удачными.
Разговор о новом Рейндже я начну с размышления, может ли, например, Tesla Model X или условный Мерседес EQS стать будущим янгтаймером? Вопрос места люксовых моделей в истории кажется мне ключевым на нынешнем этапе развития отрасли. Вроде именно в топовом сегменте производитель волен использовать уникальные технические и дизайнерские решения, делая продукт поистине незабываемым. И компании действительно вкладываются на беспрецедентном уровне! Но почему-то не чувствую я, чтобы аудитория сегодня относилась к большинству luxury-автомобилей как к нетленке.
Зрела эта проблема давно. Много лет назад, в мою бытность функционером Даймлера, после очередного знакомства с официальными новинками подразделения AMG и содержимым секретных подвалов его сателлита HWA мы с немецкими коллегами разговорились о новом на тот момент S-классе W220. Все радовались, каким стремительным и лёгким стал флагман после мастодонта в кузове W140.
Потом один из боссов AMG отвёл меня в сторону и доверительно, почти шёпотом сказал: «Der wird aber nie ein Oldtimer» («но ему никогда не бывать олдтаймером»). Терминология тогда была не столь детальной, как сейчас, и слово «янгтаймер» ещё не стало ходовым. Но суть той фразы была очевидна — мой коллега очень приватно озвучил своё отношение к новому S-классу. Этот профессионал уже тогда прекрасно понимал, что спрос настойчиво диктует люксовому сегменту правила масс-маркета, что хай-тек и регулярные обновления становятся важнее долгосрочного восприятия солидного продукта.
Что делает янгтаймер таковым в восприятии уже не просто потребителей, а ценителей автомобиля? Комбинация факторов, казалось бы, несложная: количество выпущенных машин данного типа, срок их эксплуатации, оригинальность дизайна, имидж бренда, соотносимые яркие исторические события. Эти слагаемые успешного янгтаймера сходятся воедино крайне редко, а нынче вообще непонятно, кто сможет претендовать на почётный статус в обозримом будущем, эдак лет через 20–25.
И сложность — в нас самих. Действуя иррационально, мы наделяем такие машины индивидуальностью и характером — тем, что делает их незабываемыми. Мы хотим продлить воплощённые в железках ощущения прекрасного времени и качества жизни (пусть даже чужой), сохраняя эти автомобили и возводя их в культ, в вид искусства. И одновременно мы же формируем такие экономические реалии потребления, которые толкают нас в постоянный улучшайзинг и новые технологии. Это автоматически ставит крест на осмыслении отдельного продукта — важнее процесс его постоянного изменения.
Готовясь к встрече с новым флагманом Ленд Ровера, я понял, что хотел бы найти в нём признаки будущей классики. Именно этот бренд сегодня остаётся носителем так называемого английского стиля, ассоциируемого со всем традиционным, вдумчивым, консервативным. Родственный Jaguar в погоне за немцами растерял бритиш-шарм и угодил в маркетинговую чёрную дыру. Стратегия Reimagine, увы, отправила на свалку истории почти всех знаковых «кошек» и остановила часть перспективных разработок. Вся надежда традиционалистов — на Land Rover.
Явно помолодевший Рейндж сразу узнаётся по силуэту, а фронтальная часть в первый момент кажется едва изменившейся. Первое мимолётное разочарование от схожести с предшественником быстро сменяется новым ощущением — восхищением цельностью образа. Кузов напоминает единую металлическую глыбу: никаких сложных изломов и переходов, только большие чистые плоскости. И становится понятно, что визитной карточкой нового Рейнджа станет его корма.
Там нет исторических отсылок. Её яхтенный дизайн не апеллирует напрямую к генетике бренда. Но, на мой взгляд, это квинтэссенция концепции Reimagine — визуализация новой консервативной британской роскоши. Экстерьер вообще собран из нарочито крупных элементов. Если колёса — то 23 дюйма. Если двери — то из необъятных гладких листов. Если стекло — то сплошняком, почти бесшовно. А как динамична линия крыши!
В салоне тоже царит чистота линий. После первых утечек в сети и онлайн-премьеры к нему были вопросы. Но вживую он достаточно гармоничен, выдержан в едином стиле с экстерьером, а присущий бренду уют не разменян на технологичный блеск бесконечных тачскринов. Тактильно прекрасная псевдокожа соседствует с пористым деревом, а в версиях SV в отделку добавлена ещё и натуральная керамика.
В пресс-материалах об оснащении рефреном повторяется фраза «впервые в истории марки». Оснащённые электроприводами двери готовы двигаться по нажатию кнопки. Центральный тачскрин разве что не мурлычет, как чеширский кот, реагируя виброоткликом на прикосновения. Несколько десятков динамиков должны бороться с шумами в салоне, чтобы пассажиры слышали урчание вашего живота. А дети, заполучив родительский смартфон, смогут парковать взрослый Range Rover в узкий гараж, подобно игрушечному.
При живом сравнении четвёртого и пятого Рейнджей хорошо заметно, что новый сделал явный шаг от классической «английскости» к её новой, более технологичной версии. Но в следующий этап жизни Рейндж вступает не как все. Он не выпячивает технологичность. В салоне по-прежнему хватает кнопок и ручек, количество и площадь экранов даже сократились в сравнении с другими моделями из актуальной линейки Ленд Ровера.
Такая новинка, как полностью электрифицированный третий ряд сидений, соседствует с необходимостью, похрустывая хлипкой перегородкой, обустраивать вручную место для пикника — неотъемлемого атрибута британского вэлбиинга. Словом, всё прогрессивное отбалансировано. Даже полностью электрический Рейндж неторопливо выйдет только в 2024 году, а до тех пор западным рынкам предложено довольствоваться улучшенным гибридом. Он, кстати, может и до нас добраться.
Тише едешь — дальше будешь. Мне кажется, общая сдержанность нового Рейнджа увеличивает его шансы сохранить привлекательность до вступления в возраст янгтаймера. Рационально мыслящий главред Драйва со мной не согласен, но я напомню, что зачастую автомобили становятся культовыми вопреки логике. Там же всё на эмоциях. Мы готовы прощать все технологические баги и ломучесть в обмен на кайф от всеобщего внимания, которое гарантирует янгтаймер. А уж прощать огрехи Лендроверов нам точно не привыкать.
* Ваган Амичба поднимал российскую дилерскую сеть концерна DaimlerChrysler, затем руководил возвращением в Россию марки Rolls-Royce, а после развивал сферу Wealth Management (управление крупными частными активами) в инвест-компаниях и банках «Тройка Диалог», «Ренессанс Капитал», «МДМ-Банк», Бинбанк. Вагану 52 года, он ездит на автомобиле Jaguar XJ и почитает каршеринг. |