К подголовнику переднего пассажирского кресла прикручен монитор. На заднем диване лежит клавиатура. По полу змеятся провода. Багажник под завязку забит оборудованием. Похоже, прототип ещё совсем сырой. Тогда о каком запуске в серию говорят немцы? Те не моргнув глазом отвечают: «О! Не обращайте внимания! Эта аппаратура здесь временно, она нужна нашим инженерам для тестов». Раз так, может, мы покатаемся когда-нибудь потом, когда все испытания завершатся? — «Ну что вы! Всё работает как часы, не волнуйтесь! Это же тот самый Джек, что проехал 560 миль из Кремниевой долины до Лас-Вегаса!»
Водительское кресло едва остыло после федерального министра транспорта Германии Александра Добриндта. Он прокатился на самостоятельной «а-седьмой» по тому же участку хайвея А9, где поедем мы, и присвоил трассе статус высокотехнологичной автомагистрали. «Пилотируемое вождение» (pilotiertes fahren/piloted driving) министр оценил очень высоко: «Это не фантастика. Я уверен, у Германии большие шансы воплотить в жизнь эту инновацию уже через несколько лет. Нашей целью должно оставаться сохранение мирового лидерства, в том числе — в сфере автономного вождения». Понятно! Если бы автопилот Audi не получил зелёный свет на наивысшем уровне, нас бы здесь не было.
Инструктаж перед выездом предельно краток, ведь учить особо нечему. Это же не экзамен в автошколе, а наоборот! Тебе объясняют, как за рулём ничего не делать. Главной задачей было максимально упростить переход от привычного ручного управления к автономному режиму. Поэтому нам показывают две вещи — кнопки на руле да дисплеи между колодцами приборов и по центру приборной панели. Всё просто и интуитивно понятно. Легко нажимаю акселератор — и Audi A7 резко прыгает вперёд. Ещё бы, 333 силы никуда не делись! Немцы вокруг хохочут: «Ну как, мощная тачка?»
Брошенный руль слегка покачивается, корректируя траекторию. В средней полосе догоняем грузовик. Автомобиль принимает решение — идём в крайний левый ряд. Сам включается поворотник, и Audi A7 немного резковато перестраивается, набирая скорость. Человек выполняет эти манёвры, конечно, деликатнее. Но на что я жалуюсь? На то, что машина управляет сама собой хуже, чем я? Ну нет, привередливость такого уровня мне недоступна. «Вам нравится?» — спрашивают с галёрки. У меня нет слов. Точнее, есть одно, и я им пользуюсь: «Волшебство!» — салон опять сотрясает взрыв хохота.
Но если умерить восторг и оглядеться в секторе автономных легковушек, понимаешь, что Audi здесь не такой пионер и чемпион, каким хочет казаться. Достижений у «колец» хватает (смотрите врезку «История»), однако конкуренция яростная и выделить лидера практически невозможно — уровень развития примерно одинаковый. В строительстве машин-роботов преуспевают Mercedes-Benz, BMW и Volvo. Не отстают Toyota и Lexus, старается Nissan. Компании Jaguar Land Rover и Ford входят в консорциум UK Autodrive, который намерен сделать Великобританию глобальным центром автомобилей-роботов. Мощная коалиция недавно создана в США. Амбициозные планы обнародовали Hyundai и KIA. И это не говоря о Google и Apple. Только одно дело — читать победные реляции в Сети, и совсем другое — доверить роботу свою шкуру на шоссе. Такую возможность мне пока предоставили лишь в Audi.
Ноги под сиденьем, в руках телефон. Скорость за сотню, Audi A7 меняет полосу и поддаёт газку. Вот так тест-драйв! О скором окончании «пилотируемого вождения» хэтчбек предупреждает многократно: звуком, цветом и индикатором на дисплеях. Не заметить эти сигналы невозможно, но если вдруг так случилось (скажем, водитель впал в кому), машина продолжит вести себя, а потом включит аварийку и сама запаркуется в безопасном месте — на автобанах есть специальные карманы для этого. Само собой, аварийные службы получат экстренное оповещение. Ребята из Audi уверяют, что пока никаких инцидентов с их автономными машинами не было. Дай бог, чтоб так было и впредь.
Трасса A9, по которой мы едем, в окрестностях Мюнхена широка, пряма, чётко организована и не перегружена трафиком. Она специально адаптирована для роботов. Понятно, что «а-седьмая» узнаёт этот автобан по навигатору, выучила его наизусть и вряд ли предложит автопилот на другой дороге. Как только приближается съезд, Audi A7 передаёт управление человеку. Кстати, в салоне есть камера, следящая за лицом водителя: закрыл глаза секунд на десять — автомобиль начинает тебя будить противным писком. Может и тормоза слегка прикусить для острастки. А уж сколько «глаз» смотрят наружу... Двадцать два устройства!
Когда наша 15-минутная поездка заканчивается, немцы протягивают кабели к оборудованию в багажнике (очевидно, электроника нуждается во внешней подзарядке). А нас приглашают на презентацию, где рассказывают, для чего нужен автопилот: для безопасности, для защиты окружающей среды (экономичное вождение), комфорта потребителей (отдых за рулём) и повышения эффективности транспортной системы (организация потоков на хайвее, более плотная автоматическая парковка и так далее).
Внедрение технологии piloted driving разбито немцами на пять этапов: от ранней зари автоматизации до полной автономии машин. Нынешний этап — третий. Сейчас у Audi уже есть пробочный, парковочный и автобанный «пилоты», среди прочего машина может заехать в тесный гараж по нажатию кнопки на смартфоне. Но пока все разработки — ассистенты. Следующая веха — переход к ещё большей автономии. Речь идёт о самостоятельности автомобиля в городской среде: распознавании пешеходов, велосипедистов, светофоров, дорожных знаков, а также коммуникации между машинами. Всё это появится на улицах не раньше 2019 года.
Когда же ждать на дорогах общего пользования машины вообще без водителей? Через десять лет. В наибольшей готовности пребывают технологии. Дело встало за инфраструктурой и, главное, регуляторами, ведь ни в одной стране мира нет законов для автопилота. Нужно внести коррективы в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года (этот международный договор подписали более 80 стран, в том числе Россия) и национальные ПДД. Плюс много нюансов со страхованием.
Процесс небыстрый, но он запущен. На уровне правительств организуются круглые столы, комитеты, разгорелись дискуссии. У немецких производителей сильное лобби — министр транспорта на их стороне. А уж если на автопилоте прокатится Ангела Меркель... Как бы там ни было, технология Audi piloted driving идёт в серию. Говорят, первенцем будет следующее поколение седана Audi A8, которое дебютирует в конце 2016 года. Правда, новой «а-восьмой» позволят самостоятельно ездить на скоростях не выше 60 км/ч. То есть лишь немногим быстрее, чем могут сегодня самостоятельно двигаться некоторые серийные Мерседесы. Медленно идёт дело? Зато верно.
Паспортные данные
Модель | Audi A7 3.0 TFSI quattro | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | хэтчбек | |
Число дверей/мест | 5/4 | |
Длина, мм | 4974 | |
Ширина, мм | 1911 | |
Высота, мм | 1420 | |
Колёсная база, мм | 2914 | |
Колея передняя/задняя, мм | 1644/1635 | |
Снаряжённая масса, кг | 1885* | |
Полная масса, кг | 2420* | |
Объём багажника, л | 535–1390 | |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем | |
Расположение | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | |
Число клапанов | 24 | |
Рабочий объём, см³ | 2995 | |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 333/5300–6500 | |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 440/2900–5300 | |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная, семиступенчатая | |
Привод | постоянный полный | |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | |
Шины | 255/45 R18 | |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 250* | |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 5,3* | |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 10,0* | |
— загородный цикл | 6,2* | |
— смешанный цикл | 7,6* | |
Норма токсичности | Евро-6 | |
Ёмкость топливного бака, л | 75 | |
Топливо | АИ-95 | |
* В таблице приведены данные обычного хэтчбека Audi A7. Из-за возросшей массы автомобиля с новым оборудованием характеристики изменились на засекреченную пока величину |